«История — это не просто набор дат и событий; это наша идентичность, наши корни. Каждый из нас в какой-то степени является наследником тех, кто жил до нас, тех, кто сражался за свою страну, за свою свободу и за свои идеалы. Гумбинненское сражение стало символом стойкости и героизма, и именно такие примеры вдохновляют молодёжь на свершения, на патриотизм и на уважение к своей истории» , — отметил руководитель АНО «Фестивальная дирекция» и организатор фестиваля Ольга Акопова.
Обновлённый формат фестиваля, прошедший впервые после последней реконструкции Гумбинненского сражения в 2019 году, нашёл отклик у 4500 человек, посетивших фестиваль в прошедшие выходные. Прямые трансляции просветительского блока, которому было уделено большое внимание организаторов, посмотрели более 13 000 человек. Субботнее открытие фестиваля сконцентрировалось на памятных церемониальных событиях: панихиде по погибшим воинам в боях 1914–1917 гг. в храме-памятнике в честь Всех Святых памяти, посвящённом павшим в годы Первой мировой войны, а также открытии мемориальных досок в честь частей и соединений русских войск, участвовавших в боях в Восточной Пруссии в 1914 г.
24 и 25 августа в Гусевском историко-краеведческом музее имени А. М. Иванова состоялся цикл лекций от ведущих историков России. Открывающая лекция от историка, кандидата исторических наук, почётного члена Российской академии художеств и старшего научного сотрудника ГМЗ «Царское село» Сергея Манькова была посвящена управляемым дирижаблям, конкурировавшим даже с более манёвренными самолетами. Летательные аппараты стали использоваться не только для разведки и наблюдения за передвижением неприятеля, но и для атак на позиции врага и бомбардировок городов в глубоком тылу. Военное применение дирижаблей нашло отражение в литературе, изобразительном искусстве и послевоенном кинематографе.
«Необходимо помнить, что именно Первая мировая война стала глобальным конфликтом в истории человечества, которая разбила множество сфер человеческой жизни: и строительства, и медицины, и образовательной сферы и в том числе воздухоплавания. Тогда над головами многих стран — участниц конфликта парили огромные дирижабли, некоторые достигали 100 метров в длину и сбрасывали на города, находящиеся в тылу, многотонные боезаряды. Это были первые массовые бомбометания в истории человечества. Так что выставка от „Царского села“, которая здесь представлена, стоит нашего с вами внимания».
Гости фестиваля могли ознакомиться с фотовыставкой, проходившей в Гусевском музее, посвящённой 11 годам реконструкции Гумбинненского сражения.
На открытии фестиваля присутствовал исполнительный директор регионального представительства Российского военно-исторического общества Константин Петунин, чей вклад в просветительскую часть фестиваля нашёл благодарный отклик у жителей и гостей Калининградской области.
«Мы помогали организаторам в военно-исторической части события, то есть организовали бивак, лазарет, выставку оружия. Решение отойти от формата реконструкции сражения в пользу некоторых элементов реконструкции было принято по ряду причин. И одна из них — это то, что фестиваль должен быть интересен всем жителям нашего региона, то есть не только посмотреть на 40 минут шоу, но и с пользой провести время: послушать образовательную лекцию, посмотреть уникальные кадры кинохроники, которой больше 100 лет, вовлечь через мастер-классы подрастающее поколение» , — делится представитель калининградского отделения РВИО.
Записи с прямых трансляций доступны в группе во «ВКонтакте» организаторов АНО «Фестивальная дирекция» vk.com/festdir .
В лекционном блоке внимание уделялось ядам, которые активно использовались как до, так и во время Первой мировой войны, а также ядам, усовершенствованным в ходе этого военного конфликта 1914–1917 гг. Александр Поволоцкий, историк в области военной медицины, реконструктор и писатель, подробно представил планы британских войск во время осады Севастополя и рассказал об «атаках мертвецов». Максим Коломиец, обладающий степенью кандидата исторических наук и являющийся автором множества работ по истории отечественной бронетехники и автобронетанковых войск, посвятил тему своего выступления созданию бронированных частей в годы Первой мировой войны, различным типам бронемашин, а также процессу их производства в России и закупок за границей:
«Первая мировая осталась в тени, мало кто знает, что единственное место в России, где проходили боевые действия, — здесь, на территории нынешней Калининградской области, в городе Гусеве, ранее Гумбиннене. Обновлённый формат фестиваля, на мой взгляд, намного полезнее, чем развлекательный. Организаторы создали целый кластер, посвящённый образовательной программе. Привлечение молодёжи, которой довольно мало известно о событиях Первой мировой, я считаю правильным. Стоит обязательно продолжать организовывать фестивали именно такого, образовательного формата».
Эксклюзивный проект от историка, директора научно-просветительского проекта «Цифровая история» Егора Яковлева, историка и создателя проекта «Цифровая история», в котором актёры, популяризаторы истории и мастера сценической речи, примерили на себя героев одного из важнейших периодов России и мира:
«Хорошо, когда на просвещение есть спрос. Люди хотят слушать интересные, грамотные лекции по отечественной истории. Потому что события начала XX века, по сути, являются важнейшим узлом исторического прошлого, из которого произрастает многое, что мы переживаем сейчас».
Вечерняя концертная программа порадовала разнообразием музыкальных коллективов из Калининградской области и Москвы. На сцене выступили коллективы «Братия», ансамбль песни и пляски «Пограничник Балтики», порадовали выступлениями театр эстрады «Дома искусств», «Чёрные береты» и хедлайнер фестиваля этно-фолк-певица, заслуженная артистка России «Варвара»:
«Всё, что касается городов, находящихся рядом с границей, они уникальны и на них большая ответственность. Когда народ такой сплочённый, бережёт Россию — нам не страшен никакой враг. И этот фестиваль тому подтверждение!»
Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, правительства и министерства культуры Калининградской области, Российского военно-исторического общества и АНО «Фестивальная дирекция».