Юрий Грымов: «Управлять культурой – это абсурдно»

Фото: strana39.ru
Сегодня трудно удивить кого-либо тем, что действия и мысли персонажей фильмов и пьес трактуются с точки зрения психоанализа. В мировом кинематографе и театре фрейдистский подход к событиям и характерам – нормальное многолетнее явление. 
На отечественной театральной и киностезе одним из пионеров психоанализа стал режиссер Юрий Грымов. Этот постановщик снискал репутацию человека радикальных взглядов и нетривиальных суждений. В Калининграде Грымов представил местным театралам два спектакля – «Матрешки на поверхности земли» (16+) и «Ничего, что я Чехов?» (16+), посвященный легендарным актерам и супругам. 

Красная рубаха  с 16 карманами

– Юрий, об актерех Михаиле и Ольге Чеховых, к сожалению, вспоминают не часто. Что побудило вас обратиться к посвященной им пьесе?
– Начну издалека. Я театром покорен с детства. До сих пор помню знаменитый спектакль «Синяя птица» (6+). На меня сильное впечатление произвели образ и костюм Сахара. Он как-то удачно ломал пальцы – трюк такой. В общем, запало мощно… 
И Михаил Чехов, и Ольга Чехова – символы театра. Мне довелось с ними встретиться, и я был совершенно счастлив. Ольга прожила невероятную жизнь. Она познакомила Гитлера с Евой Браун, работала на три разведки, была на допросах у Берии. Неоднократно оказывалась на краю гибели и неоднократно возрождалась из пепла, как птица Феникс, вопреки всему. В нашей постановке это не идолы, а живые люди, которые могут выпить, влюбиться, похулиганить. И для меня это важно и ценно. 

– Ваша биография впечатляет виражами: работа на автозаводе и в Театре моды Славы Зайцева, реклама, режиссура. И подозреваю, что это далеко не все…
– Конечно, не все! Еще и молокозавод, и армия, и типография. И стриптизом занимался. Много чего… Молодой парень, работающий на автозаводе, шил себе шмотки и ходил в красной рубахе, на которой было 16 карманов. Мне родители разрешали все. Я перекрашивал стены в квартире, менял мебель. С двадцати лет трудился в конструкторском экспериментальном бюро, и там меня научили работать руками по дереву, пластилину. У меня была фиолетовая комната, в которой с потолка свисало белое дерево. В общем, уже тогда был концептуалистом.

Прививка Рерберга

– Не все разделяют то, что вы делаете. Как вы к этому относитесь?
– Спокойно. Может быть, потому, что я никогда не имел больших карьерных поползновений, довольствовался тем, что имел, а к собственной персоне не относился с трепетной серьезностью. Кроме того, никогда не выстраивал жизнь вперед и не мог даже предположить, что буду руководить театром и снимать кино. 
Но настал момент, когда мне стало тесновато в тех рамках, в которых я находился. Тогда-то прививку кино мне сделал оператор Тарковского Георгий Рерберг. Парадокс в том, что я загорелся идеей съемок в начале девяностых, когда кино практически исчезло. Это было время, которое я назвал бы американскими горками. Вверх, вниз, потом полетели, потом всех развернуло, потом кого-то стошнило. И всегда панический страх вылететь из вагонетки. 

– Недавно я прочитала, что в кино вы разочарованы.
– Этому есть весомые причины. Кино сегодня стагнирует, и есть ощущение, что мы присутствуем при закате кинематографа как явления. Фильмы снимаются либо патриотически заказные, либо это кино для слаборазвитых подростков. Детское кино просто исчезло как вид. Стал нарастать диктат продюсеров плюс диктат государства, которое финансирует любимых и обходит неугодных. А чиновник не должен управлять культурой – это абсурдно. Единственный фильм, который впечатлил меня в последнее время, это «Джокер» (16+). Изумительная лента – абсолютный приговор нашему обществу.

Поход от обратного

– Вашим кинодебютом стала «Муму» (12+). Почему пал выбор на произведение, покрытое хрестоматийным глянцем?
– Я пошел от обратного. В ту пору все поголовно кинулись снимать кино про бандитов и про ментов – именно про ментов, а не про милицию. А это сочинение давно привлекало мое внимание. Это разрывающая душу история про одиночество, а прообразом барыни стала мать Тургенева. Именно историю про одиночество я и рассказал.

  – Сейчас вы репетируете «Войну и мир» (16+). Эту эпопею сложно вместить в рамки двух- и даже трехчасового спектакля. Наверняка акцент вы делаете на неких ключевых моментах. На каких?
– Я это произведение давно хотел поставить. Действительно, к нему приклеилось слово «эпопея». И хотя постановка повествовательно соответствует всей книге, эпичности в ней не будет. А ключевым соображением стали мои мысли о взаимоотношении полов. Кстати, эти же мысли легли в основу моего фильма, тоже сделанного по роману Толстого. Это «Анна Каренина – интимный дневник» (16+). Ведь конфликты, которые есть в романе, актуальны и сегодня: женщина и предрассудки общества, ценность семьи и искушения. 
И что делает с женской психикой перманентное состояние истерики. Еще одна вечная проблема, которую Толстой описал первым в русской литературе: наркозависимость. Как мы помним из текста, Каренина не один год успокаивала душевную тревогу при помощи морфия. А это было саморазрушение, которое в итоге привело ее к гибели.

– Ваш спектакль «Нирвана» (16+) тоже о саморазрушении кумира?
– Секс, наркотики, рок-н-ролл – все это в изобилии было в жизни вокалиста культовой группы «Нирвана» Курта Кобейна. Яркий человек с трагической судьбой. Он нигде не мог найти спасения от наркотиков. Кортни Лав его любила, но спасти не могла. Его убило не ружье, а героин. Я уверен: он создавал шедевры не благодаря наркотикам, а вопреки. Я знаю громадное количество бездарных наркоманов…

– Когда-то вы привозили в Калининград спектакль «Дали» (16+). У меня сложилось впечатление, что судьба гениального сюрреалиста тоже представляется вам драматичной…
– Сегодня Дали был бы, на мой взгляд, гениальным рекламщиком или делал бы заставки для музыкальных каналов. 
А спектакль – о мифе, который создал о себе король сюрреализма. Вся его жизнь – спектакль. Постановка об игре, о смерти, любви и страхах. Он боялся быть неталантливым, нелюбимым, но и любимым тоже боялся. Боялся жить и боялся умереть. Страх был самым мощным его двигателем и разрушителем. И, мне кажется, это актуально для большинства…

Справка «СК»
Юрий Грымов родился в 1965 г. Режиссер театра и кино, сценарист, продюсер. Служил в артиллерийских войсках. После армии работал на заводе «АЗЛК», демонстрировал одежду в центре моды «Люкс». В середине 2000-х окончил Институт истории культур по специальности «культурология». Снял около 600 рекламных роликов. В 1998 г. состоялась премьера первого полнометражного художественного фильма «Муму». Художественный руководитель студии «ЮГ» и театра «Модерн». Член Общественной палаты Московской области, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».



Кино- и театральный постановщик Юрий Грымов – один из признанных пионеров жанра психоанализа на отечественной сцене 

фото из архива героя публикации 
цитата ,
: , : Есть ощущение, что мы сейчас присутствуем при закате  кинематографа как явления
 
По теме
1 - ЛДПР Либерально-демократической партии России исполнилось 30 лет.   В главном концертном зале страны – Кремлевском Дворце — ЛДПР торжественно отметила историческое событие, своё тридцатилетие.

13.12.2019
 
 
Музеи вне границ - Администрация г. Калининграда Сегодня, 12 декабря 2019 года, в музее Фридландские ворота стартовал второй этап реализации проекта «Музеи вне границ».

12.12.2019
Военнослужащие специального моторизованного полка задержали гражданина по подозрению в краже обуви - Росгвардия Автор фото: пресс-служба Управления Росгвардии по Калининградской области В Калининграде военнослужащие специального моторизованного полка Росгвардии задержали мужчину, подозреваемого в краже обуви из брендового магазина.
Росгвардия
13.12.2019
ГОРОД – ЗА СУТКИ - Администрация г. Калининграда За минувшие сутки в Калининграде чрезвычайных ситуаций не было, из-за повреждения силового кабеля вчера в 13.35 остались без электричества улицы Ю. Гагарина и Орудийная.
Администрация г. Калининграда
13.12.2019
Поймали похитителя дорожных знаков В Гусевское отделение ГИБДД поступило сообщение о том, что неизвестный мужчина похитил с 93-го  км автодороги Калининград – Черняховск – Нестеров дорожный знак,
11.12.2019 Страна Калининград
1 - ЛДПР Либерально-демократической партии России исполнилось 30 лет.   В главном концертном зале страны – Кремлевском Дворце — ЛДПР торжественно отметила историческое событие, своё тридцатилетие.
ЛДПР
13.12.2019
Как мы уже сообщали, с 29 ноября по 1 декабря в областном центре проходил XII открытый театральный фестиваль «Прикосновение».
06.12.2019 Газета Наше Время
Уфа надолго запомнит этот декабрь. Столица Башкирии впервые приняла участников Кубка Евразии по бразильскому джиу-джитсу.
12.12.2019 Страна Калининград
Спартакиада учащихся России в этом году проводилась в девятый раз.  Сначала лучших выявляли в регионах, потом на уровне федеральных округов и, наконец, во всероссийских финалах.
10.12.2019 Страна Калининград
В ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией МО «Полесский городской округ» не принимаются меры к надлежащему теплоснабжению населения, поскольку муниципальные котельные, расположенные в пос.
13.12.2019 Прокуратура Калининградской области
В Калининградской области в порту Балтийск при карантинном фитосанитарном контроле подкарантинной продукции должностными лицами специалистами управления Россельхознадзора в 25 тоннах риса из Вьетнама выявлен некарантинны
13.12.2019 Kgzt.Ru
С 03 по 11 декабря 2019 года при проведении микологических исследований в испытательной лаборатории ФГБУ «Калининградская МВЛ» снова было выявлено 2 случая обнаружения карантинного объекта — Белая ржавчина хризантем (Puc
13.12.2019 Россельхознадзор