Евгений Марчелли: «Театр должен давать эмоциональный ожог»

Прославленный режиссер поставил спектакль в ставшем ему родным Советске

В открывшемся после ремонта «Тильзит-театре» жизнь бьет ключом. Не в последнюю очередь из-за прибытия в Советск Евгения Марчелли, благодаря которому скромный ТЮЗ когда-то снискал статус культового театра. После обоймы неудач на посту главрежа Калининградского театра Марчелли в 2010-м продолжил деятельность в качестве художественного руководителя Театра драмы им. Волкова в Ярославле. Тем не менее он сумел выкроить время и сейчас в родном «Тильзит-театре» завершил работу над постановкой пьесы Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски».

Лаборатория имени Треплева

– Евгений, чем актуально для нас путешествие двух румын?

– Попробую обосновать. Это путешествие по Польше двух полусумасшедших, а как потом выясняется, вполне нормальных индивидуумов, которые пытаются обрести себя. Это трагикомедия об одиночестве человека в социуме и о его отчаянных попытках жить в гармонии.

– Постановка получается по-марчеллевски провокативной?

– (Смеясь.) В полной мере! Пьеса Масловской эпатажна по определению, в частности, в ней присутствует ненормативная лексика. Однако все это вполне драматургически обосновано.

– Нет ли у вас желания в дальнейшем периодически выпускать спектакли в «Тильзит-театре»?

– Сильно сомневаюсь. Я очень плотно занимаюсь Ярославским театром. В год ставим по пять спектаклей –так я работал 30 лет назад!

– Что располагает к таким рекордным показателям?

– Знаете, когда я приезжаю в Советск, всегда с грустью взираю на то, как живет театр. Уж больно бросается в глаза разница существования труппы здесь и там. А располагает прежде всего тот факт, что Ярославский театр – единственный из провинциальных коллективов, имеющий федеральный статус. Плюс получил президентский грант. Соответственно, он защищен финансово. Средняя заработная плата актеров – 45 тысяч рублей. И это невзирая на то, что в труппе 60 человек.

– Учитывая ваше тяготение к авангарду, как удается привлечь в театр широкого зрителя? Вспоминается реплика из одного вашего интервью: «Когда я работал в маленьком театре в городе Советск, мне удалось добиться главного: в театр перестали ходить зрители...»

– Да уж, такой черный юмор… Между тем в Ярославле у нас очень высокие показатели посещаемости, заполняемость зала – 90%. Мы даже перевыполняем план. Дело в том, что я соблюдаю некий жанровый баланс. Периодически приглашаем режиссеров, которые ставят вполне традиционные и при этом добротные спектакли. А для претворения в жизнь авангардных замыслов мы создали при театре лабораторную площадку «Центр Треплева». Назвали в честь великого, хотя и неудачливого экспериментатора Кости Треплева из «Чайки».

– А как воспринимаете деятельность удачливых авангардных столичных экспериментаторов – Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова?

– Да я просто закоренелый консерватор перед ними! То, что делает Богомолов, это запредельно. К тому, что он делает, можно относиться по-разному, но, как бы там ни было, театр должен будоражить, давать эмоциональный ожог. Иначе все происходящее на сцене теряет смысл. То, что происходит в его спектаклях, мне кажется драматургически оправданным и никогда не наводит на мысль о «ничем не обоснованном проходе с голым задом».

– Ну как тут не вспомнить ваших калининградских «Дачников», где проход по сцене господина с голой «пятой точкой» вызвал немалый скандал!

– Да, проблемы были немалые. На меня подала в суд какая-то очередная организация борцов за нравственность, они и генеральному прокурору написали. Я думаю, что театр, даже эпатируя, создает разность мнений, заставляет театральную ситуацию бурлить. Иначе, как жлобское ханжество, я не могу охарактеризовать реакцию части калининградской публики.

Два карлика – безнадежность и отчаяние

– Я помню, с каким энтузиазмом вы в 2008 году возглавили труппу областного драмтеатра. Отчего, на ваш взгляд, не сложилось?

– У меня как-то с Калининградом удивительно не сложилось и внутри театра, и снаружи. Театр я нашел в плачевном состоянии. Его знаменем был спектакль «Номер 13», очень плохо сделанный. В театре труппа – 40 человек. Я выпустил с ними сразу две работы. Первым делом перенес сюда спектакль, который у меня когда-то в Омске получился – мне показалось, что он очень подходит политически, чтобы сразу выяснить отношения с городом: принимается мой хулиганистый почерк или же не принимается. Результат был налицо…

И я сразу понимаю, что эти люди хотят видеть музейный театр. Отчасти это можно объяснить: зритель уставший, приходит в театр для развлечения. Зритель испорчен сериалами низкого качества. А в театре предпочитают комедии, причем из серии «стоит дикая ржа». Неприятным сюрпризом стало и отношение к театру властных структур. Главную задачу определили так: зарабатывайте и сами как-нибудь делите заработанное. Иными словами, существуйте на само-окупаемости. Это абсурд, и нигде в мире нет подобного отношения к репертуарному театру. Театр – это роскошь, которая должна серьезно поддерживаться государством.

Хотя есть и позитив. Я доволен, что удалось организовать при театре центр молодой режиссуры. В его рамках экспериментировал Вячеслав Виттих, который теперь делает очень любопытные постановки.

– Над чем вы сейчас работаете в Ярославле?

– Над «Месяцем в деревне». Когда-то ставил это в Советске. Но изменился я, изменилась жизнь. Мне, кстати, предлагали поставить этот спектакль в питерском театре им. Ленсовета с Анной Ковальчук в главной роли. Но тогда в силу ряда причин этого осуществить не удалось, и моя задумка сделать спектакль о безумной любви долго оставалась нереализованной.

– Какова же она – безумная любовь в представлении Евгения Марчелли?

– Знаете, есть такая старая английская песня, автора уже не помню. Так вот, в ней примерно такая текстовка. Когда в дом постучится любовь, ты увидишь двух карликов. Один – безнадежность, другой – отчаяние. Но я советую тебе открыть дверь…

Справка «СК»

Евгений Марчелли – заслуженный деятель искусств РФ. Окончил актерский факультет Ярославского театрального училища им. Ф. Волкова, затем Высшее театральное училище им. Б. Щукина по специальности «режиссер драматического театра».

В 1985 году был актером Брянского ТЮЗа. В том же году в театре г. Советска поставил дипломный спектакль «Остров» и был назначен на должность режиссера-постановщика.

С 1991 года – главный режиссер театра в Советске. Сезон 1998–1999 гг. работал главным режиссером в драмтеатре Калининграда, после чего опять вернулся в Советск. В 2003 г. «Тильзит-театр» был удостоен премии правительства РФ имени Ф. Волкова «За вклад в развитие театрального искусства. С 2003 по 2008 год – главный режиссер Омского академического театра драмы. С 2008 по 2010 год – главный режиссер Калининградского драматического театра. С 2010 года – главный режиссер Ярославского театра драмы.

Лауреат премии «Золотая маска» за разнообразие творческих поисков в сезоне 2004–2005 гг. Номинант премии «Золотая маска» за спектакли «Дачники» (Омский театр драмы, 2004 год), «Три сестры» («Тильзит-театр», 2005 год), «Вишневый сад» и «Фрекен Жюли» (Омский театр драмы, 2006 год), а также премии «Чайка» за спектакль «Отелло» (Театр Вахтангова, 2001 год). Обладатель звания «Лучший режиссер российской театральной провинции».

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
IMG 6674 - Черняховский городской округ Сегодня администрацию города Черняховска посетили представители ООО «Балтийская угольная компания».

04.06.2020
 
 
Андрей Кропоткин: Всем жителям Дома Ветеранов переданы книги «Герои штурма Кёнигсберга» - Единая Россия Подарок от лидера калининградских единороссов ветераны получили в год празднования 75-летия Великой Победы На всей территории Российской Федерации продолжаются мероприятия в честь 75-летия Победы в Великой Отечественн

04.06.2020
 
Свыше 450 военнослужащих морской пехоты Балтийского флота самолетами военно-транспортной авиации в среду, 3 июня, отправляются в Москву и Санкт-Петербург для подготовки к участию в военных парадах,

03.06.2020
Памятка для родителей!!! - Светлогорский район Государственная инспекция по маломерным судам Главного управления МЧС России по Калининградской области обращается к родителям!
Светлогорский район
04.06.2020
Акция «Белый парус -  чистый океан» - Министерство культуры В преддверии Всемирного дня океана, 6,7 и в сам праздник - 8 июня, Музей Мирового океана приглашает всех присоединиться к традиционной экологической акции «Белый парус – чистый океан!» Выходные дни,
Министерство культуры
04.06.2020
Если мы видим мчащуюся куда-то темно-синюю машину с надписью «Следственный комитет», то понимаем, что где-то случилась беда, совершено тяжкое преступление против личности, а может, и другое общественно значимое беззаконие.
29.05.2020 Страна Калининград
Прокуратура Гурьевского района разъясняет гражданам, что понятие мошенничества содержится в статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации – это хищение чужого имущества или приобретение права на имущество путем обма
29.05.2020 Газета Наше Время
IMG 6674 - Черняховский городской округ Сегодня администрацию города Черняховска посетили представители ООО «Балтийская угольная компания».
Черняховский городской округ
04.06.2020
Андрей Кропоткин: Всем жителям Дома Ветеранов переданы книги «Герои штурма Кёнигсберга» - Единая Россия Подарок от лидера калининградских единороссов ветераны получили в год празднования 75-летия Великой Победы На всей территории Российской Федерации продолжаются мероприятия в честь 75-летия Победы в Великой Отечественн
Единая Россия
04.06.2020
Тридцать предыдущих историй в рубрике «Наш «Бессмертный полк» родились после тридцати встреч с потомками участников Великой Отечественной войны.
03.06.2020 Страна Калининград
По всей стране люди семьями сажают деревья, чтобы создать живой памятник своим родным и близким, приближавшим Победу.
29.05.2020 Газета Наше Время
В Калининградской области за сутки подтвердили 23 случая коронавируса. По информации регионального штаба по контролю за новой коронавирусной инфекцией, на 4 июня нарастающим итогом выявлено 1 665 случаев заражения  COVID-19.
04.06.2020 Калининградская ГТРК