Режиссер Калининградского драмтеатра: Хочу понять, что такое тьма и власть

Только что в драмтеатре прошла премьера спектакля «Пижама на шестерых». Режиссер – Михаил Салес.Фото: Калининградский областной драматический театр Михаил Салес отмечает 70-летие. «Комсомолка» встретилась с юбиляром

ПРО ДВЕ ДАТЫ

- Михаил Абрамович, это правда, что в паспорте указана не настоящая дата вашего рождения?

- В паспорте указано, что я родился 2 ноября 1946 года, а на самом деле мое появление на свет произошло на месяц позже – 2 декабря. Об этом мне однажды рассказала мама. Медсестра в роддоме, записывая дату рождения, видимо, ошиблась. Так эта дата и прижилась. Но я не стал ничего менять в документах. И это не плохо – получать два раза в год поздравления с днем рождения.

- В год 70-летия о чем мечтаете?

- Конечно, я мечтаю дожить до 100 лет. И я благодарен Богу, своим родителям, что в свои 70 лет могу вот с вами разговаривать. Надеюсь, здраво. Могу ставить спектакли, которые кому-то нравятся. К примеру, уже четвертый сезон идет «Поминальная молитва». Потрясающая заполняемость зала. Меня это очень радует. Мне приятно, не буду скрывать…

- 11 декабря калининградские зрители снова соберутся на «Поминальную молитву», где главную роль - роль молочника Тевье - исполняете вы. И этот вечер заявлен как чествование Михаила Салеса. Как вы к такому формату празднования юбилея

относитесь?

- Впервые согласился. Честно. Никогда не позволял делать из юбилея юбилей. А сейчас поддался…

ПРО ХОРОШО И ПЛОХО

- Как вы относитесь к театральным экспериментам?

- Именно экспериментальная сцена в Кирове, где работал актером, меня сделала тем, кем я являюсь. Я люблю эксперимент. Но я люблю его, когда он понятен. Чтобы он задевал душу, сердце. А когда смотрю и ничего не понимаю – нет, это не эксперимент.

- Вы наблюдаете за экспериментами в театральном пространстве Калининграда. Что вам симпатично?

- У Вячеслава Виттиха – «Куклы». Но только это не должно быть основой. Мне кажется, не должно быть повторов. Очень хороший спектакль опять же у Славы «Мастер и Маргарита». Но я бы делал по-другому. В чем драматизм театра – все все понимают, и никто ничего не понимает. Или вот был эксперимент – театральная лаборатория. Когда организаторы заявляли, что спектакль поставят за четыре дня. Зачем так обесценивать театр? Зачем обманывать зрителя? Театр – это адская работа, нельзя поставить спектакль за четыре дня. И еще я думаю о том, что все искусство, кроме скучного, имеет право на жизнь.

- На недавнем круглом столе, который проводила «Комсомольская правда», художественный руководитель драмтеатра Михаил Андреев сказал, что всем учреждениям культуры не хватает оценки: а хорошо ли они все делают, а нужно ли зрителям, слушателям то, что они предлагают. Вы согласны с этим мнением? Неужели профессионалу так важна оценка публики, ведь он, по идее, должен лучше знать, что нужно публике, он же учится этому всю жизнь…

- Думаю, и оценка нужна, и мнения важны. Но иногда пахнет ангажированностью, мне это не нравится. Я против того, например, чтобы журналисты приходили на генеральную репетицию спектакля. Одно дело прийти на репетицию, смотреть спектакль с позиции – а ну-ка, удивите меня. А другое дело оказаться на премьере, и видеть слезы зрителей, слышать смех зрителей, ощущать равнодушие зрителей. И как с этим быть? Это тоже один из аспектов будущей рецензии критиков. На мой взгляд, сегодня во всех высказываниях побеждает «я» авторов. А вот попытки разобрать сцену, которая тебе приятна или непонятна, - этого, увы, я не вижу.

- На ваш взгляд, спектакль должен был понятен зрителю?

- Не нужно бояться своих ощущений. При всем уважении, я, например, не понимаю Валерия Фокина. Я не понимаю, когда на протяжении всего спектакля актеры катаются на роликах, когда актеры, сидя на унитазах, размышляют о любви. Да, это необычно, но для меня это не очень умно. Я за спектакли, которые внешне архаичны, но внутренне – современны, говорят со зрителем на его языке, о его проблемах. Именно тогда контакт театра и зрителя сложится. Зритель должен уходить со спектакля эмоционально возбужденным. А если он еще и наутро проснется, и его голова будет занята спектаклем, считаю, что это - победа театра, режиссера, актеров.

- Как понять – хороший театр или нет?

- На мой взгляд, о театре нужно судить по тому закону, который создал сам театр. А не приходить с желанием увидеть только то, что вы хотите увидеть.

Михаил Салес в спектакле «Поминальная молитва.Фото: Калининградский областной драматический театр

О ВОСПИТАНИИ

- По риторике вы – педагог. Вы, как режиссер, ставите перед собой задачу воспитывать зрителей?

- Ни в коем случае! За мою не совсем короткую жизнь театр переживал три периода. В советское время театр был трибуном. Именно в тот период за роль Кирова я получил первое звание - Заслуженного артиста РСФСР. Признаюсь, мне тогда было очень больно, потому что на тот момент у меня было столько хороших ролей, по-настоящему достойных этого звания, а дали именно за Кирова. Потом началась горбачевская перестройки, и роль театра сменилась. Театр стал аптекой. Мы выдавали рецепт. Сейчас мы наблюдаем третью эпоху, самую интересную, на мой взгляд. Когда мы ничего не должны дать в зал – ни призывов, ни рецептов – как стать счастливым. Сегодня театр должен поднять проблему. А человек, зритель сам должен сделать вывод, принять решение.

- Зато вы многое вкладываете в актеров…

- Режиссер должен растворяться в актерах. Для меня самый большой комплимент, когда мои хорошие знакомые, посмотрев спектакль, говорят, мол, видели твою работу, так хорошо играют актеры, и в чем состоит твоя работы, что ты там делаешь – не понимаем!

Да, с актерами много нужно работать. И я прекрасно понимаю, что не все актеры нашего театра принимают меня как наставника. Есть актеры, с которыми прекрасный контакт, которые понимают меня. И это нормально. Режиссер – деспот, он за все в ответе. Меня так учили.

О СПЕКТАКЛЯХ

- Спектакль «Ревизор» за свою 50-летнюю театральную жизнь вы ставили не один раз. Какую версию считаете наиболее удачной?

- Обращался к «Ревизору» раз пять или шесть. Но вот на калининградской сцене я ставил эту пьесу дважды. И считаю, что вторая версия – неудачная. И это подтверждают зрители, кто видел первую версию, кто может сравнить.

- А как объясните феномен спектакля «Лорд Фаунтлерой». Он же идет уже восьмой сезон в театре, и на него все время массово идет зритель.

- Меня часто спрашивают об этом. На этом спектакле взрослые становятся детьми, а дети - взрослыми. Именно в этом спектакле очевидно: я - очень оригинальный режиссер (смеется). Потому что люблю все искренне на сцене.

- В минувшие выходные прошла премьера спектакля «Пижама на шестерых». Это правда, что во время репетиции вы сменили актрису, и благодаря замене комедия приобрела нотки светлой грусти, появился новый смысл?

- В театральном мире такое случается - актриса забеременела. И пришлось проводить замену.

- Что же вы скажете о следующей постановке? Зрителей ждет ваша интерпретация пьесы «Власть тьмы» Льва Толстого…

- Это экзамен. Я живу этой пьесой, я болен ею лет 30. Я хочу понять, что такое тьма и власть. И мне кажется, что кое в чем я разобрался. Самое сложно сегодня – продумать финал, нужно обязательно дать надежду.

- Как вы работаете над этой пьесой? Вы уже знаете, кто будет играть, вы видите декорации?

- Я проживаю ее. Пьесу важно видеть. Как фильм. Если вижу фильм, тогда можно ставить.

- Говорят, когда в театре идет ваш спектакль, вы всегда внимательно смотрите его. Это правда?

- Всегда слежу за спектаклем. Пометки делаю. С актерами обсуждаю детали. Это помогает держать форму спектакля, не размывать идею, смыслы. Это еще одна сторона работы режиссера, который понимает: театр без зрителя – мертвый театр.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Михаил Салес родился 2 декабря 1946 года в городе Добромиль Дрогобычской (ныне - Львовской) области. Заслуженный артист РСФСР, Народный артиста РФ. Отец, Абрам Моисеевич Салес, был репрессирован через год после окончания Великой Отечественной войны, которую прошел от начала до конца. Сыну было несколько месяцев. Абрам Салес выжил, но вышел на свободу только в 1953 году, после смерти Сталина. Зимой 1947 года мать увезла Михаила его в Ташкент, где жили родственники. Там Михаил Салес окончил Ташкентский театрально-художественный институт. Параллельно учился в студии при Ташкентском академическом русском драматическом театре имени Горького. Около восьми лет был актером этого театра. Был актером Кишиневского русского драмтеатра имени Чехова, позднее работал в театре киноактера при киностудии «Молдова-фильм». С 1976 года был актером, в 1986-1992 годах главным режиссером и худруком Кировского драматического театра. В 1992-1995 годах - художественный руководитель Калининградского драматического еатра. Переехал в Израиль в 1996 году, создал театр «Цилиндр», но в 1999 году вернулся в Россию.

С 2008 года - вновь драматический театр Калининграда.

Надежда РЖЕВСКАЯ
 
По теме
Житель Калининграда в Пионерском похитил гаражные ворота и сдал их в пункт приема металлолома Александр КАТЕРУША В Пионерском у 65-летнего местного жителя с гаража пропали ворота.
Комсомольская правда
Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
Министерство здравоохранения
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара