Радостному юбилею посвящается

Фото: freekaliningrad.ru
Такая разная Польша» - под столь незатейливым и одновременно универсальным девизом прошел первый пресс-тур в рамках очередного проекта Фонда Роминцкой пущи в сфере публичной дипломатии, приуроченного к 100-летию обретения Польшей независимости. Полное название проекта, финансируемого Министерством иностранных дел Республики Польша, звучит так - «Польский путь к независимости: информационная кампания в Калининградской области». В рамках его реализации запланирован еще один пресс-тур для калининградских журналистов и блогеров, интернет-викторина на знание истории Польши, а также юбилейная фото-документальная выставка для жителей региона, подготовленная сотрудниками варшавского Музея независимости.

«Калининградцы считают, что хорошо знают Польшу, но я убежден, что эти знания всегда можно углубить, расширить, наполнить новыми смыслами и фактами, - говорит председатель правления Фонда Роминцкой пущи Яромир Краевски. – Многое в жизни современной Польши не столь очевидно, но от этого не теряет своей значимости. Главной темой для пресс-тура было выбрано многообразие – культурное, национальное, религиозное. Ведь каждый народ, пришедший когда -то на польскую землю, оставил свой след, обогатил и добавил штрихи к парадному портрету страны».

Действительно, в Польше ценят, уважают и поддерживают свои национальные меньшинства и этнические группы, поскольку их общая численность составляет менее 1 % населения страны. По данным Министерства внутренних дел и администрации Польши, страну наряду с поляками населяют 13 национальных и этнических меньшинств: белорусы, украинцы, русские, немцы, словаки, чехи, литовцы, армяне, евреи, татары, цыгане, караимы, лемки, особую группу составляют кашубы, язык которых имеет статус регионального в Поморском воеводстве (подробнее об этом – в информационной справке в конце материала). Представители каждого народа хранят свою культуру, религию и язык, создавая национальные объединения, устраивая ежегодные фестивали, учреждая свои средства массовой информации, участвуя в политической жизни страны. Ну а государство в свою очередь оказывает грантовую поддержку культурным и социальным инициативам, берет под охрану здания и другие значимые для нацменьшинств архитектурные объекты, наделяя их статусом памятников истории и культуры. А традиционные мероприятия с национальным колоритом (нередко еще вкусом и запахом!) притягивают туристов, как магнит, развивая, прежде всего, внутренний - событийный - туризм, хотя на недостаток иностранных гостей в национальных поселениях (назовём так места, где активисты делают ставку именно на национальную составляющую своего туристического продукта – но об этом позже) никто не жалуется.

Итак, маршрут пресс-тура лежал через Вармию и Мазуры на Подлясье. Первым пунктом стала «жемчужина барокко» Свента Липка – место культовое для каждого поляка, овеянное красивым преданием о липке, росшей еще на землях Восточной Пруссии, на которой чудесным образом появилась фигура Богородицы с младенцем. Во времена гонений на католиков липку срубили, а фигуру утопили в озере. Но время всё расставило по местам: при короле Зигмунте III земля под сакральным местом была выкуплена и передана ордену иезуитов, они подготовили место для строительства костёла, и в 1693 году он был освящен – образ Божией Матери с младенцем на фасаде костела назван Матерью единения христиан. Примечательно, что к внутреннему убранству костела во многом приложили руку мастера из Кенигсберга: ювелир Самуил Граве создал серебряный оклад на главную икону, а также дарохранительницу в форме липы – дань памяти той самой утраченной в средневековье липе. Автором барочных органов с двигающимися фигуркам в 1717-1721 г.г. был Ян Мозенгель. Напоследок добавим, что в 1968 году образ с фасада костела венчали папскими коронами, и в богослужении помимо Примаса Польши кардинала Стефана Вышинского принимал участие кардинал Кароль Войтыла – будущий Папа Римский Иоанн Павел II. В 1983 году уже он даровал Свентой Липке статус малой базилики: больших базилик в мире не так много - пять в Риме и еще две в Ассизи (например, Собор Святого Петра в Ватикане) – они важны для христианства в целом, статус же малой базилики подчеркивает значимость сакрального места для религиозной жизни своей страны.

Каждый следующий день путешествия радовал знакомством с очередным святым местом для представителей разных религий, сосуществующих в Польше на протяжении многих веков. Второй по численности конфессией в стране является православие. Журналисты посетили Благовещенский монастырь в Супрасле (начиная с 16 века второй по значению после Киево-Печерской Лавры православной обителью Речи Посполитой) и входящий в его комплекс Музей икон . Рассказывать об этом музее – дело изначально неблагодарное, поскольку передать всё то, что слышишь, видишь и чувствуешь, переступив его порог, - крайне трудно. Экскурсовод, предки которой много веков хранили на этой земле православные традиции, много рассказывает об основах веры и старославянского языка, учит правильно «читать» иконы (символика цвета во многом ключ к пониманию этого особого вида искусства), у объемной модели храма объясняет, как тут всё устроено и какой смысл в это вкладывается. Музей работает с 2006 года, коллекция создана и пополняется весьма своеобразным способом – 80 % икон были конфискованы таможенными органами Польши. Самыми ценными экспонатами являются 33 фрески из внутреннего убранства монастыря работы сербских мастеров (балканская школа), который был взорван отступающими немцами в 1944 году. Повторюсь, в таком музее лучше один раз побывать, чем читать отзывы в интернете. А посмотрев в глаза женщине, которая имеет свой (причем довольно категоричный) взгляд на многие современные явления, слушая фрагменты православных литургий, заглядывая в кривые зеркала, которые не просто украшают залы музея, а напоминают том, что каждому из нас всегда нужно стремиться к высокому идеалу образа и подобия Божьего, хочется верить, что благодаря таким по-хорошему ревностным людям православие в Польше будет жить.

Следующий наш экскурсовод – иконописец и мирской священник брат Иоанн – продолжает рассказ о Супрасльской лавре, которая уникальна соединением двух стилей – византийского и готического. Когда-то в нем располагалась самая большая монастырская библиотека 16 века — более 250 рукописных книг и более 300 печатных. Монахи в 1695 году открыли при монастыре типографию и уступали в этой сфере только Ягеллонскому университету. До сих пор книги здешнего издательства – самые раритетные и дорогие в Европе. Здесь появился супрасльский хорал — один из пяти самых красивых распевов в православной культуре. Испокон веков монахи в монастыре разговаривали как минимум на трех языках – русском, польском и литовском. Много католиков помогало в воссоздании и восстановлении этого центра православия в Подлясье после разрушения в годы войны. "Одигитрия" - Супрасльская икона Божией Матери была утрачена в 1915 году, сегодня в храме находится ее копия, выполненная в XIX веке в связи с четырёхсотлетием монастыря. Она, как и предшественница, утешает и исцеляет тех, кто приходит к ней в горе и болезни. Люди благодарят Богородицу, оставляя у ее оклада свои дары в виде драгоценных украшений и бижутерии.

Безусловно, у современных польских православных хватает проблем: мало молодых людей выбирают путь служения Богу, ведь это отказ от многих благ цивилизации, тяжелый труд, а работы очень много. Смешанные браки ставят родителей-христиан (принадлежащих разным его ветвям) перед выбором – какую веру давать ребенку при крещении. В последние годы становится всё труднее взаимодействовать с российскими единоверцами, посещать российские святыни, приглашать паломников к себе. По словам брата Иоанна, каждая проблема может быть решена на простом человеческом уровне, гораздо хуже, когда на духовную сферу начинает пытаться влиять политика, с этим верующим смириться гораздо труднее.

Отдельный зал в монастыре посвящен памяти Мирона Ходаковского, стоявшего у истоков возрождения приходской и монашеской жизни монастыря в его новейшей истории. В 1982 году он пришел в Супрасль простым монахом, руководил ремонтно-восстановительными работами. В мае 1998 года был рукоположен в сан епископа, а в августе был назначен главой православного духовенства польской армии. Жизнь его трагически оборвалась в катастрофе президентского самолёта Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года.

В поселке Крушиняны у старейшей в Польше мечети (первое упоминание 1717 год) участников выезда встретили представители татарской диаспоры – потомки 45 семей крымских татар, в 17 веке поступивших на службу к польскому королю Яну Собескому и за это получивших землю, равные права со шляхтой и возможность брать в жены полек благородного поисхождения. Веками их основным занятие была военная служба, причем нередко против своих же единоверцев. Современные татары давно утратили исконный язык, но держатся корней, хранят веру и традиции, например, называя детей либо библейскими именами, либо арабскими. На мусульманском кладбище (кстати, одном из трёх на всю страну) немного странными выглядят надгробия под полумесяцем со звучными польскими фамилиями и тюркскими именами...

«Когда у меня спрашивают, считаю ли я себя поляком, я отвечаю – я и есть поляк, - говорит хранитель мечети Джемиль Гембицки. – Никакой напряженности на национальной почве на этой земле не было, наоборот, односельчане нередко доверяли татарам должности сельского старосты да еще и не на один срок. В последние годы всплеск подозрительности к мусульманам докатился и до нас, но большинство людей понимает, что мы на этой земле никакие не чужаки.»

В семье Джамаля доходило и до курьезов: во время последней всеобщей переписи населения он указал национальность «татарин», а двоюродные братья, живущие в Белостоке, в этот документ вошли как поляки.

В мечеть возвращается жизнь в главные праздники, когда приезжает имам и из разных уголков Польши съезжается на малую родину целая мусульманская община. Ну а в обычные дни мечеть – скорее, музей для всех желающих познакомиться с этой культурой. И таких немало! Побывав в мечети, туристы могут продолжить свое знакомство с татарской культурой в многочисленных ресторанах, в которых присутствуют блюда татарской кухни. Хозяйка ресторана «Татарская юрта» Дженнет Богданович гордится своими корнями и старается общаться с соплеменниками из Калининграда и «большой» России – благо, поводов предостаточно, мероприятий с национальным колоритом организуется немало.

Финальным пунктом прес-тура стал небольшой городок Тыкоцин, некогда славившийся своей многочисленной еврейской общиной, которая пошла от девяти семей торговцев, поселившихся здесь в 1522 году. В 1941 году 18-ое поколение местных евреев, которое к этому времени составляло 2\3 населения, в одну ночь – с 27 на 28 августа - перестало существовать. Как считает наш экскурсовод, а в недавнем прошлом – коллега с польского телевидения выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Дариуш Шада-Божишковски, этот массовый расстрел мирных жителей в лесу неподалеку Тыкоцина стал одним из первых актов Холокоста. Из 2,5 – тысячной общины тогда уцелели только 18 человек. Сегодня для молодежи (50-60 тысяч ежегодно) из Израиля Тыкоцин – один из обязательных пунктов программы при поездках в Польшу, которые организуются на государственном уровне, чтобы новые поколения знали самые трагические страницы истории своего народа.

Пан Дарэк провел участников по старой синагоге (была построена в 1642 году. Рядом находится Талмудический дом, появившийся в 18 веке) – самому крупному зданию в довоенном городе, благодаря чему оно и уцелело в непростое время – использовали, конечно, прямо скажем, не по назначению, но не разрушили – и то хорошо. Рассказал о биме и святом шкафе, объяснил, что такое тора и какого деликатного обхождения она требует, поставил записи кантора Баруха Филькенштейна. А еще поделился самым сокровенным: тем, как его семья пережила Холокост.

«Я родом с Бытома, это юг Польши. Моя бабушка в годы войны выжила только благодаря полякам, католикам. Ее взяли в зажиточный дом прислугой и защищали от опасности», - вспоминает наш рассказчик.

К слову, Израильский институт Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем» присваивает почетное звание праведников народов мира - неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью. К 2017-му году этого почетного звания удостоились 26 513 человек из 51 страны.Каждый четвертый в этом списке – поляк (6706 человек). Более тысячи лауреатов у Нидерландов (5595 чел.), Франции (3995 чел.), Украины (2573 чел.) и Бельгии (1731 чел.).

Прощаться с харизматичным паном Дариушем не хотелось, его истории из жизни были эмоциональны и искренни. Попасть к нему в друзья в социальной сети Фейсбук тоже не получится: сообщение в его профиле говорит о том, что у него давно превышен лимит друзей – их более 5000!

В группе, отправившейся в пресс-тур по счастливой случайности оказались представители всех (кроме католицизма) религий, которым было уделено внимание в рамках выезда. Некоторые признавались, за эти считанные дни узнали о жизни Польши больше, чем за все многочисленные визиты к соседям.

Впереди – новая поездка, на этот раз все вместе отправимся в первую столицу Польши, поближе к истокам государственности и легендам о первых правителях.

Согласно данным Министерства внутренних дел и администрации Польши (на основе информации, полученной в ходе последней Всеобщей переписи населения), Польшу населяют представители 9 национальных меньшинств и 4 этнических меньшинств:

Немцы: численность -144 238 человек. Места компактного проживания - центральные и восточные районы Опольского воеводства, а также западные районы Шлёнского воеводства. На территории 19 гмин Опольского воеводства и 3 гмин Шлёнского воеводства немецкое меньшинство составляет более 20 %. Организуют свои избирательные комитеты на выборах в Ополе. Участвуют в политической жизни страны как самостоятельная сила. 38783 детей учат родной язык в 589 образовательных учреждениях.
Белорусы: численность – 43 880 человек. Проживают в основном в юго-восточных районах Подляского воеводства. В 9-ти сельских поселениях Подляского воеводства белорусское меньшинство составляет более 20 % от числа жителей, в том числе в 4 – более 50%. Белорусский язык учат в 47 образовательных учреждениях 3148 учеников.
Украинцы: численность – 38 797 человек. Большинство проживает на Вармии и Мазурах. В 1947 году в рамках операции «Висла» почти все этнические украинцы с юго-восточной части Польши были переселены в северную и западную части страны, где сейчас сконцентрированы самые многочисленные национальные поселения. В 169 образовательных учреждениях обучаются языку 2 757 учеников.
Цыгане: численность – 16 725 человек. В 1401 году встречатся первое задокументированное свидетельство пребывания цыган в Польше. Исторически заселяли горные местности Малопольского воеводства. В настоящее время ведут оседлый образ жизни и живут преимущественно в крупных городах – Варшава, Познань, Вроцлав, Краков, Лодзь, Пулавы.
Лемки: численность – 9 641 человек. Традиционно населяли Лемковщчизну – Бескиды Низкие и Бескиды Сондецкие. В 1947 году в результате акции «Висла» были переселены в западные воеводства Польши. Родной язык учат в 35 образовательных учреждениях – всего 281 ученик.
Русские: численность – 8 796 человек. Было несколько волн эмиграции, связанных с разборами Польши, Октябрьской революцией, распадом СССР. Большинство осели в Мазовецком воеводстве. Кроме того, в Варминьско-Мазурском и Подляском воеводствах живут старообрядцы. После раскола Русской православной церкви они спасались от религиозных преследований именно на Мазурах и Сувальщчизне. По данным главного управления статистики Польши в 2017 году свое знание русского языка декларирует почти 25% поляков, полмиллиона школьников изучает его в польских школах.
Литовцы: численность – 7 374 человека. Преимущественно расселены в трех гминах Подляского воеводства: гмина Пуньск - 75,7% от числа жителей, гмина Сейны - 18,52%, гмина Шиплишки - 2,66%. В 19 образовательных учрежениях обучение на литовском языке проходят 683 детей. Такую модель образования имеет в Польше только литовское меньшинство.
Евреи: численность - 7 353 человека. Евреи появились в Польше в 10 веке, в 13 веке получили от властей привилегии и автономию. Благодаря такому отношению на фоне погромов в западной Европе еврейская община в Польше увеличивалась, достигнув 10% от общей численности населения страны. До Второй мировой войны это был самый высокий показатель в Европе. Война всё изменила: из 3,5 миллионов польских евреев осталось 300 тысяч, большинство из которых покинуло страну в несколько волн эмиграции. Сегодня 300 человек в 7 образовательных учреждениях учат иврит, идиш преподают на курсах при национальных организациях.
Чехи: численность – 2 833 человека. Традиционные районы расселения чехов находятся вблизи города Зелув в Лодзском воеводстве. Миграция чехов в Польшу началась в половине 16 века и была связана с религиозными преследованиями. Следующие волны имиграции имели место в первой половине 17 века, второй половине 18 века и в начале 19 века.
Словаки: численность – 2 740 человек. Традиционно заселяли территории Спиша и Оравы. Сегодня большинство осело в Малопольском воеводстве. В 12 оразовательных учреждениях язык учат 202 ученика.
Татары: численность – 1 828 человека. Малой родиной польских татар традиционно является Белосточизна – деревни Бохоники и Крушиняны, а также Белосток, Сокулка, Домброва Белостоцка, Варшава и Гданьск. Они потомки эмигрантов и беженцев из Крыма и с территорий, захваченных Золотой Ордой. Жили на землях Великого княжества Литвского с конца 14 века. Польские татары утратили родной язык, но сохранили мусульманскую веру.
Армяне: численность – 1 684 человека. Армянские колонии, сложившиеся около 11 века на территории Киевской Руси (Каменец Подольский, Львов, Луцк) вошли в состав Польши во времена правления Казимира Великого. В 1356 году колонии во Львове и Каменце Подольским обрели права автономий, во Львове была расположена резиденция епископа армянского. После Второй мировой войны армяне с бывших юго-восточных окраин Речи Посполитой переселились на ее современную территорию. Большинство проживает в Варшаве и Кракове. Важным центром армянской культуры является также город Гливице в Шлёнском воеводстве. В 4 образовательных учреждениях языку обучаются 54 ученика.
Караимы: численность - 313 человек. Первые группы караимов прибыли с Крыма в 13 веке и поселились на землях Галицко-Волынского княжества. На переломе 13 и 14 веков большая группа поселилась в Трокае под Вильнюсом. В Польше после Второй мировой войны в рамках репатриации. Сегодня живут преимущественно в Варшаве и окрестностях, в Лодзи и во Вроцлаве.

Кроме того, территории Поморского воеводства заселяют кашубы – общность, использующая региональный язык в повседневном общении. 108 140 поляков ежедневно говорят по-кашубски. В 19 гминах Поморского воеводства кашубы составляют более 20 %, в 5 – более 50%. В 389 школах учат язык 15842 человек.


Ксения Краевска
Фото Юлиана Чернявская

Проект софинансируется Министерством иностранных дел Республики Польша.

Публикация выражает исключительно мнение автора и не может считаться официальной позицией Министерства иностранных дел Республики Польша.




 
По теме
 
В Польше обнаружили «русский» след в контрабанде сигарет - ИА Русский Запад    © Фото: Пограничная служба Польши     Контрабандистские сигареты. Польские пограничники в Безледах (Польша) задержали 22 июля 2018 года на одной из дорог «Тойоту» с подозрительным содержимым.
24.07.2018
 
Поляки устали “контрабасить” из Калининграда и сколотили табачный заводик (видео) - ИА Русский Запад    © Фото: wm.strazgraniczna.pl     Пограничник на нелегальном заводе Польские правоохранительные органы сообщили о ликвидации организованной преступной группы, действовашей в трёх воеводствах.
09.07.2018
 
В последний раз в Янтарный край Предстоятель РПЦ приезжал летом. На следующей неделе в Калининград прилетит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
15.11.2018
 
 
Представители Калининградской епархии приняли участие во Второй Всероссийской научной конференции "Теология в современном научно-образовательном пространстве" (МИФИ, г. Москва) - Калининградская епархия   2 ноября состоялась Вторая Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Теология в современном научно-образовательном пространстве».
12.11.2018
В Калининград привезут частицу мощей святителя Луки(программа пребывания) - FreeKaliningrad.Ru По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фонд Андрея Первозванного доставит одну из главных крымских святынь, мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в Калининград.
12.11.2018
В МЧС рассказали о состоянии найденных под Гвардейском грибников - ИА Русский Запад    © Фото: ГУ МЧС России по Калининградской области     Супружескую пару искали два дня 15 ноября 2018 года в начале шестого вечера спасатели обнаружили грибников, пропавших два дня назад в Гвардейском городском округе.
16.11.2018 ИА Русский Запад
Представители Калининградской епархии приняли участие во Второй Всероссийской научной конференции "Теология в современном научно-образовательном пространстве" (МИФИ, г. Москва) - Калининградская епархия   2 ноября состоялась Вторая Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Теология в современном научно-образовательном пространстве».
12.11.2018 Калининградская епархия
Подходит к финалуXV международный фестиваль «Джаз в филармонии» - яркий, разнообразный, популярный и интересный.
16.11.2018 Министерство культуры
Изменяются места остановки областных автобусов на трех улицах Калининграда - Министерство развития инфраструктуры Как сообщили в министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, с 19 ноября посадка и высадка пассажиров будет осуществляться на остановочных пунктах, специально отведенных для областных автобусов на улицах Черняховского,
15.11.2018 Министерство развития инфраструктуры
В течение пяти дней в ДС «Янтарный» проходили игры второго тура предварительного этапа Кубка России среди женских волейбольных клубов.
26.10.2018 Страна Калининград
26 октября (пятница) Спартакиада вузов по армрестлингу среди мужчин. Спортзал Калининградского морского рыбопромышленного коллледжа (Калининград, ул.
26.10.2018 Страна Калининград
В Турции завершился чемпионат мира по армрестлингу – борьбе на руках. В составе сборной России на главном турнире планеты выступила калининградка Яна Барановская.
25.10.2018 Страна Калининград
В пятницу, 16 ноября, на оперативном совещании правительства и.о. министра строительства и ЖКХ доложил о ходе проведения отопительного периода в Калининградской области.
16.11.2018 Правительство Калининградской области
За минувшие сутки в Калининграде чрезвычайных ситуаций не случилось. Не зафиксировано и аварий на коммунальных сетях.
16.11.2018 Администрация г. Калининграда