Наталья Аринбасарова: «Независтливые люди с годами хорошеют»

21-Аринбасарова_01.jpg
Фото: strana39.ru
В рамках недавней «Библио-ночи» по приглашению библиотеки им. Чехова в Калининграде побывала известная актриса Наталья Аринбасарова. Она представила книгу «Лунные дороги», написанную со слов актрисы ее дочерью Екатериной Двигубской. Это воспоминания о том, как простая казахская девочка оказалась втянутой в водоворот кинематографа и первых чувств, о знакомстве с кланом Михалковых-Кончаловских. Об этом и побеседовал с актрисой корреспондент «СК».

Кончаловский покорил эрудицией

– Наталья Утевлевна, ведь вы готовились к балетной карьере. Как восприняли неожиданное приглашение сниматься в кино?
– Я и отказалась поначалу. Одна из причин – мое убеждение, что в кино могут сниматься только красивые девочки. 

– Себя вы таковой не считали?
– Ни одной минуты! К тому же после первой встречи в феврале, когда Кончаловский предложил мне роль в «Первом учителе», до июня от него не было ни слуху ни духу. Я посчитала, что меня не утвердили. И вдруг телеграмма: «Срочно вылетай на кинопробы во Фрунзе!» — так тогда Бишкек назывался. А тут как раз мама приехала в Москву поддержать меня на госэкзаменах. Оставалось станцевать на сцене Большого театра па-де-де из балета «Тщетная предосторожность». В общем, я ответила вежливым отказом. Узнав об этом, Кончаловский позвонил, в гневе кричал мне: «Негодяйка, ты обнадежила, а теперь подводишь! Хотя бы на кинопробы прилетай». Действительно, вроде неловко получилось. Мне стало совестно. Ну и полетела. Но когда прочитала в сценарии реплику «Она плачет в крупном плане», пришла в ужас. Как это – взять и заплакать? 

– Но ведь балет вырабатывает привычку ломать себя. Помогло это в работе над ролью?
– Балетная школа, конечно, пригодилась. К тому же я очень жалела свою героиню Алтынай, эта эмоция и помогла заплакать. А потом уже было много ролей, где мне приходилось плакать. Именно Кончаловский научил меня актерскому состоянию, когда ты выкладываешься до самого донышка, когда воспринимаешь каждый съемочный день как последний.

– Когда стало понятно, что между вами проскочила искра?
– С самого начала мне с ним было очень интересно. В свои 26 лет Андрон (так зовут его в семье. – Прим. авт.) был блестяще образован. К тому времени он уже получил на Венецианском фестивале «Бронзового льва» за короткометражку, писал с Тарковским сценарий «Андрея Рублева». Он много рассказывал мне об истории, о религии, пересказывал библейские сюжеты. 
И этими разговорами заворожил меня, 17-летнюю. А внешне мне не нравился. Улыбка его постоянная раздражала, неряшливость — джинсы, затертые до невозможности, да и фигура нескладная — мне, балетной девочке, по сравнению с изящными танцовщиками он казался толстоватым. Но, что называется, заговорил. Абсолютно точно: мужчины любят глазами, а женщины — ушами. Вот я и влюбилась в Кончаловского.

– Правда, что во время съемок он бывал деспотичен и груб?
– На съемках он меня все время ругал. Причем при всех: «Ты, такая-сякая, негодяйка, мерзавка, специально упрямишься, назло мне!» Это когда сцены у меня по неопытности не получались. Однажды я разрыдалась: «Все, уезжаю, не буду больше сниматься! Я бездарная, все испорчу». Он жутко перепугался: «Нет, не вздумай. Ты очень способная, а ругаю я тебя специально, чтоб играла еще лучше». А однажды для съемочной группы купили барана и стали жарить шашлык. Та-а-акой аромат… Я, постоянно голодная, обрадовалась: «Ой, сейчас полакомлюсь шашлычком…» Наконец все готово, потянулась к лакомству, и… вдруг Кончаловский шлеп меня по руке и говорит: «Тебе никакого шашлыка». Взял колечко лука и дал мне: «Вот все, что ты можешь съесть. Завтра будем снимать крупный план, а у тебя щеки из-за спины торчат!»

– За фильм «Первый учитель» вы получили «Золотой кубок Вольпи», обойдя такую соперницу, как Джейн Фонда. Ожидали такого успеха?
– Конечно, я была ошеломлена. Но и обязывало это ко многому – я понимала, что опускать планку теперь не имею морального права. Не могу сказать, что это сознание облегчило мою последующую жизнь…

Уникальная свекровь из клана

– Как состоялось ваше присоединение к клану Михалковых – Кончаловских?
– Оно происходило поэтапно. Однажды, еще во время съемок «Первого учителя», спускаюсь в ресторан, смотрю, рядом с Андроном за столиком сидит молодой человек – шумный и очень пижонистый, в рыжем замшевом пиджаке, в очках с зелеными стеклами. Андрон представил мне его как своего брата Никиту. Он в ту пору снимался у Данелии в фильме «Я шагаю по Москве». Не могу сказать, что сразу пришла от него в восторг. Но мало-помалу, привыкнув к нему, убедилась, какой он светлый и солнечный человек. 
А маму Андрона, Наталью Петровну, я полюбила еще по его рассказам. Когда он познакомил нас, она, улыбнувшись, воскликнула: «Абсолютный Гоген!» Закутала меня в красивую шаль и повела знакомить со своими друзьями. Мы пришлись друг другу по сердцу и дружили до конца ее жизни. И, знаете, она часто звонила не только мне, но и в последующие годы, когда мы уже расстались с Андроном, моим мужьям – Николаю Двигубскому, Катиному папе, и Эльдору Уразбаеву, присылала книжки, приглашала нас в гости. В 1988 году ее не стало. Уникальная была женщина, она открыла для меня мир…

– Для вас наверняка не секрет, что последние фильмы Никиты Сергеевича часто ругают…
– Я очень люблю его ранние фильмы, но и в последних меня многое впечатляет. «Солнечный удар» сильно ругали, а мне многое в нем понравилось. Особенно последний кадр, где баржа идет ко дну и звучит песня «Не для меня». Это рвет душу. Конечно, Никита часто бывает пафосным, Андрон гораздо камернее. Но я считаю, что каждый из них талантлив на свой лад. 

Сын сделал прорыв в русском кино

– Егор отслужил срочную службу, хотя имел возможность «откосить». Это был принцип?
– На самом деле его папа Андрон Кончаловский очень хотел, чтобы сын учился за границей, а для этого должен был отдать долг Родине. Так и вышло: Егор отслужил, а потом поступил в Оксфорд.

– Егор одним из первых в постперестроечной России стал снимать фильмы в жанре «экшн». Как вы их оцениваете?
– В ту пору русского кино практически не было, и «Антикиллер» Егора был настоящим прорывом, когда русский фильм собрал больше денег, чем американские. 

– После развода Егора с Любовью Толкалиной поддерживаете с ней отношения?
– Конечно, у меня ведь внучка Маша, и мы часто перезваниваемся. Правда, видимся не часто: я живу за городом, а Маша учится в Москве. Она очень талантливая девочка, потрясающе рисует с раннего детства.

– Вы великолепно выглядите. Это результат усилий или счастливая генетика?
– Что Господь дал, тем и дорожи – это мое абсолютное убеждение. Меня со страшной силой зазывали в телепроект «На 10 лет моложе», но я наотрез отказалась. После пластики все становятся на одно лицо с одинаковым – глуповатым – выражением. Надо много спать, гулять на свежем воздухе и никому не завидовать – тогда и внешность не будет вас огорчать. Независтливые люди, как правило, с годами хорошеют. 



Наталья Аринбасарова собиралась стать балериной, но встреча с Андреем Кончаловским и съемка в кино изменила ее жизнь
 
По теме
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
В гостях у Мурра - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 27 марта в дни Всероссийской Недели детской книги в уютном зале библиотеки состоялась встреча друзей – калининградских писателей, художников, читателей и библиотекарей.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара