Игорь Волгин: «Гений – это мы, только в предельном выражении»

Фото: strana39.ru
В Центральной городской библиотеке им. Чехова недавно прошла встреча с известным российским историком, поэтом и исследователем творчества Федора Достоевского Игорем Волгиным. 
Написанное Достоевским сегодня воспринимается как пророчество. Об этом и о многом другом с литератором побеседовал корреспондент газеты «Страна Калининград».

Знакомство под знаком русской смуты 

– Игорь Леонидович, вы в Калининграде не впервые. Какие ассоциации вызывает наш город?
– Первейшая ассоциация – сцена из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, в которой Воланд говорит, что он завтракал с Кантом. Где он мог завтракать с Кантом? Конечно же, здесь! И это только одно звено из цепочки ассоциаций – ведь это город с единственной в своем роде двойственной историей и культурой.

– Мне кажется, двойственность есть и в творчестве Федора Достоевского.
– Двойственность истории, двойственность человеческой природы – безусловно, все это есть в романах Достоевского. 
В аспирантуре я познакомился с его самым малоизвестным на тот момент произведением «Дневник писателя». Именно ему был посвящен первый мой научный труд. Примечательно, что я оказался первопроходцем. Изучая «Дневник», я был поражен прецедентом обратной связи – сотнями писем, собранными женой Достоевского Анной Григорьевной. Ему писали студенты, самоубийцы, военные, чиновники. Через головы издателей Достоевский нашел путь к читателю. А еще «Дневник писателя» – энциклопедия русской жизни, концентрат всех его ча-яний и надежд. В этот период жизни я особенно глубоко почувствовал: гений – это мы, только в предельном выражении.

– Предельность ведь была не только в сочинениях Достоевского, но и в судьбе…
– Да, история его жизни это подтверждает. В качестве иллюстрации: его роман с Анной Григорьевной – первый в истории России служебный роман. 4 октября 1866 года – в тот день и даже в те часы, когда Анна Григорьевна впервые пришла к Достоевскому, на Семеновском плацу вешали некоего Ишутина, который проходил по делу о покушении на императора. Его в петле продержали 10 минут, а потом объявили помилование. Так что знакомство состоялось под знаком русской смуты. И какая перекличка с его собственной жизнью – с несостоявшимся расстрелом! 
И еще одно скрещение судьбы. За стеной у Достоевского была конспиративная явка «Народной воли». И вот одного из участников организации Баранникова арестовывают в тот момент, когда у Достоевского начинается первое кровотечение. Причем квартиру эту для Достоевского в свое время нашла дама, которая входила в исполком «Народной воли». Такие вот фантастические переплетения истории и судьбы.

Нехитрая рецептура
\
– Романы Достоевского экранизируют регулярно. Каковы ваши впечатления от этих экранизаций и фильмов про самого писателя?
– Сложный вопрос. Телевидение создает клишированный образ писателя. Рецептура нехитрая. Столько-то постельных эпизодов, столько-то неприглядных фактов пьянства, буйных выходок и так далее. В сознание зрителя внедряется образ бабника, пьяницы, неврастеника. Коробят многочисленные неточности. 
В фильме Владимира Хотиненко на голову Достоевскому перед расстрелом надевают мешок, а этого не было. Я уже не говорю о психологических неточностях. Евгений Миронов очень старается, но благодаря ужасному сценарию Володарского ему нечего играть. Достоевский – эдакий бонвиван. Акценты – женщины, которые меняются как перчатки, страсть к игре и эпилепсия. 

– А удачные примеры, по-вашему, есть?
– На мой взгляд, это поставленная Василием Бархатовым в Мариинке опера «Братья Карамазовы» и гениальный балет Эйфмана «Идиот». В обоих этих спектаклях нет лобовых ходов. Видение постановщиков совпало с духом Достоевского, с его динамикой. И это дорогого стоит.
Клиповое образование

– Ваша передача «Игра в бисер», несмотря на свой камерный формат, пользуется большой популярностью. В чем, на ваш взгляд, секрет успеха?
– Кстати, это единственная в России программа о литературе. Как ни странно, смотрят ее уже седьмой год, скоро выйдет юбилейная, двухсотая передача. А вообще с нового года я думаю изменить формат «Игры в бисер». Планирую обновить состав участников. Эту будут не только убеленные сединами эксперты, но и молодые читатели, даже школьники. Пусть их суждения будут непрофессиональны и наивны. Уверен, это пойдет программе только на пользу. Ну а что касается популярности, то разве можем мы тягаться с Малаховым?

– Отчего, по-вашему, у таких, мягко говоря, несимпатичных программ зашкаливают рейтинги?
– Думаю, оттого, что соблазн заглянуть в чужое окно телевизионщиками всемерно поощряется. «Никто не должен быть принят в нашу спальню», – писал Пушкин в одном из писем. Сейчас в спальне стоит видеокамера. А еще тот же Пушкин говорил: «Толпа радуется унижению великого». И пожалуйста: вся страна с упоением обсуждает развод Джигарханяна…

– А благодаря интернету и гаджетам сплетни разносятся феноменально быстро.
– О, гаджеты – это особая тема! Ведь чем доступнее информация, тем она менее усваивается. Мановением руки нажимается кнопка. У меня многие студенты, отучившись до пятого курса, не записаны ни в одну библиотеку. А когда я советую прочитать ту или иную книгу, слышу ответ: «А ее нет!» Подразумевается, что если нет в Сети, то нет и в природе. (Улыбается.) Знаете, Пушкин первым в истории написал стихотворение об особенностях интернета: «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». Это ведь пророчество! Сети продолжают свою умертвляющую деятельность. 

– Во всяком случае жуткие ошибки, которые сделали первокурсники факультета журналистики МГУ в установочном диктанте, оптимизма не добавляют…
– Качество студентов с каждым годом ухудшается, потому что студентов все время облегчают. Беда в том, что человек с младых ногтей привыкает к некой клиповой культуре, к готовой упаковке. ЕГЭ – это клиповое образование. И налицо парадокс: чем выше технический прогресс, тем ниже качество человека… Самый печальный результат этой клиповости – гуманитарная безграмотность, смазанное историческое сознание. Вы не поверите, но есть студенты, для которых что 1937 год, что 1977-й. И я много могу говорить на эту тему, потому что меня это бесконечно тревожит. 


Справка «СК»
Игорь Волгин родился в 1942 г. в Перми.  С 1959 по 1864 г. – студент исторического факультета МГУ им. Ломоносова. Еще во время учебы стал известен как поэт. В 1968 г. основал и руководит по сей день Литературной студией МГУ «ЛУЧ», выпускниками которой стали Дмитрий Быков, Мария Ватутина и др. C 1997 г. – основатель и президент Фонда Достоевского, 
с 2010 г. – вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского. Автор и ведущий программы «Игра в бисер» на телеканале «Россия – Культура». Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, профессор факультета журналистики МГУ и Литературного института. Написал более двадцати книг, посвященных жизни и творчеству Ф. М. Достоевского. 


Игорь Волгин: «Налицо парадокс – чем выше технический прогресс, тем ниже качество человека»
 
По теме
Продолжается муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников - Министерство образования В пятницу, 14 декабря, состоялся муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) и химии  В олимпиаде по искусству (мировой художественной культуре) приняли участие
15.12.2018
DSC06253 - Калининградский институт МВД России 14 декабря 2018 года в Калининградском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России проведена международная научно-практическая конференция VII «Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии».
14.12.2018
 
Приглашаем на защиту диссертаций - Калининградская ТПП 18 декабря 2018 года на площадке Калининградской ТПП состоится публичная защита магистерских диссертаций выпускников магистерской программы «Правовое сопровождение бизнеса» юридического института Балтийского федерального
14.12.2018
 
Утверждены новые порядки проведения государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах - Министерство образования Новые порядки проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) для выпускников 9-х и 11-х классов утверждены совместными приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора и зарегистрированы в Минюсте России.
14.12.2018
Продолжается муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников - Министерство образования В пятницу, 14 декабря, состоялся муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) и химии  В олимпиаде по искусству (мировой художественной культуре) приняли участие
15.12.2018 Министерство образования
DSC06253 - Калининградский институт МВД России 14 декабря 2018 года в Калининградском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России проведена международная научно-практическая конференция VII «Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии».
14.12.2018 Калининградский институт МВД России
Уполномоченный по правам человека принял участие в открытии памятника Александру Солженицыну - Уполномоченный по правам человека РИА Новости / Сергей Гунеев Уполномоченный по правам человека в Калининградской области Владимир Анатольевич Никитин вместе с российскими Уполномоченными по правам человека принял участие в открытии памятника Александ
15.12.2018 Уполномоченный по правам человека
Сотрудники регионального управления СКР приняли участие в торжественной церемонии посвящения в кадеты - Следственный комитет Вчера, 14 декабря 2018 года по уже сложившейся доброй традиции сотрудники следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области приняли участие в торжественной церемонии посвящен
15.12.2018 Следственный комитет
Балтийск. В 14 часов 10 минут на 44 километре автодороги «Калининград-Балтийск» двигался автомобиль «Мерседес» под управлением 45-летнего водителя, который, со слов прибывших на место ДТП медицинских работников скорой помощи,
15.12.2018 УМВД Калининградской области