Татьяна Говоркова: «Мы понимали, что должны привезти в Калининград что-то очень близкое и родное»

Фото: strana39.ru
Один из всемирно знаменитых шедевров Третьяковской галереи – «Московский дворик» Василия Поленова месяц могут видеть калининградцы и гости города. 
Международный фестиваль «Орган+» и Кафедральный собор на острове Канта 12 июня официально представили «Выставку одной картины» – первый проект Государственной Третьяковской галереи в Калининграде. Об этом событии, а также о музейном буме и многом другом корреспондент «СК» побеседовал с главным хранителем галереи Татьяной Говорковой. 

Особые энергетика и пространство

– Татьяна Семеновна, почему для участия в проекте был выбран именно «Московский дворик»?
– Мы понимали, что должны привезти в Калининград что-то очень узнаваемое, близкое и родное. А эта картина такая московская, русская, нежно любимая многими поколениями. Вообще, этот проект – особенный, я даже буду утверждать, что он уникальный. Картина экспонируется не в музейных стенах, а в потрясающем соборе с особым пространством, со своей энергетикой. И это не просто экспонирование картины, а ее полноценное участие в музыкальном фестивале.

– Картина немаленькая. Как ее транспортировали?
– На самолете в специально оборудованном климатическом ящике. Внутри него картина защищена от резких температурных перепадов и механических повреждений. 

– Насколько обеспечена безопасность бесценного шедевра?
– Знаете, именно из соображений безопасности пусть технические детали останутся за кадром. Могу только сказать, что за несколько месяцев до приезда полотна в Калининград дизайнер Агния Стерлигова сделала проект специальной конструкции, чтобы картина могла экспонироваться прямо на сцене. Это сооружение весит 250 килограммов. Оно изготовлялось в Москве, а собиралось в Калининграде в начале июня. Картина помещена в эту конструкцию стационарно. Тогда же мы протестировали освещение в соборе, выбрав наиболее выигрышный вариант для демонстрации картины.

Сотрудник музея – это не массовик-затейник

– Татьяна Семеновна, а как в вашу жизнь вошла Третьяковка?
– Это было 35 лет назад. Так что смело можно сказать, что вся моя сознательная жизнь протекает в Третьяковке. Пришла я в галерею младшим научным сотрудником после окончания университета, а в 2009 году стала главным хранителем. Вот уже девять лет несу прямую ответственность за всю коллекцию Третьяковки.

– Интересно было бы узнать о ваших «фаворитах» среди произведений галереи. 
– Мы, профессионалы, не любим отвечать на такие вопросы, они представляются нам обывательскими. Музей – это особый мир со своими традициями, со своим мировосприятием. Людям, которые изо дня в день общаются с произведениями искусства, берут их в руки, не свойственна вкусовщина. Это уже дилетантизм...

– В последние годы мы наблюдаем музейный бум. На открытиях некоторых экспозиций безумные очереди, в которых долгими часами выстаивают, игнорируя мороз и жару. Какова подоплека? 
– То, о чем вы говорите, происходит во всем мире. Музеи стали более открытыми для публики. И это результат усилий их сотрудников, которые живут в постоянном поиске новых форм, нового осмысления музейного пространства. 

– Сегодня часто приходится слышать словосочетание «живой музей». Нетрудно догадаться, что это успешный музей. Каков залог этого успеха?
– Живой музей – это очень точное понятие. Источник жизни заложен в музее изначально. Разумеется, у людей, работающих в музее, должно быть музейное мышление.

– Расшифруйте, пожалуйста.
– Должно быть глубокое базовое образование. Ведь мы храним произведения искусства – вдумайтесь – за двенадцать веков, от икон до авангарда. Соответственно, необходимо блестяще ориентироваться и в искусстве, и в истории. Само собой, необходима и насмотренность, которой учат студентов.

– Проводник в мир искусства – это экскурсовод. Чем современный экскурсовод отличается от собрата образца семидесятых? 
– Экскурсовод образца семидесятых был гораздо лучше подготовлен. Я вспоминаю свои молодые годы и свидетельствую: прежде чем получить допуск к ведению экскурсий, соискатель должен был пройти через множество фильтров. В частности, существовала процедура сдачи экскурсии. И сдать такой экзамен на мастерство было совсем не просто. Экскурсовод должен быть готов ответить на любой внезапный вопрос. 
В Третьяковской галерее и сегодня существует столь же строгий отбор. Но, учитывая масштабность музея, помимо наших сотрудников, есть еще и люди со стороны. Каждого проконтролировать невозможно. 
И вот эти «пришлые» нередко бывают поверхностными. А еще они любят рассказывать всякие мистические душераздирающие истории и ужастики. 

– Но ведь публика это просто обожает… 
– Нельзя следовать за публикой. Музейный сотрудник – не массовик-затейник!

Беззащитное искусство 

– Кстати, о душераздирающих историях. Не могу не спросить об эксцессе с картиной «Иван Грозный убивает своего сына». На картину покушаются уже не впервые. Отчего так, по-вашему?
– Начнем с того, что картина называется «Иван Грозный и сын его Иван». А что касается нападения на картину, то это типичное проявление терроризма, которым сегодня переполнен мир. От террористических актов в первую очередь страдают самые беззащитные. Произведение искусства абсолютно беззащитно перед человеческой жестокостью.

– Между тем существует мнение, что эта картина оказывает негативное влияние на персон с неустойчивой психикой.
– Картина оказывает огромное эмоциональное воздействие на всех, кто ее видит. И это, прежде всего, свидетельствует о гениальности Ильи Ефимовича Репина и о той страстности, с которой он писал картину. По сути, это картина о покаянии Ивана Грозного. И художник явно не ставил перед собой задачу кого-то напугать и пробудить в душах низменные инстинкты. А вообще, мы сегодня видим повышенный уровень агрессии в обществе. Примеров много. Вы не представляете, какую агрессивную атаку желтой прессы перенесла Третьяковская галерея после покушения на картину. Поэтому разговор на эту тему мне крайне неприятен…

– Как бы там ни было, «Московский дворик» пробуждает исключительно добрые чувства. 
– Поэтому мы здесь… 


Справка «СК»
Татьяна Говоркова окончила факультет истории искусств МГУ в 1985 г. и сразу приступила к работе в Государственной Третьяковской галерее. В 1992 г. стала главным хранителем коллекции XX века в здании галереи на Крымском валу. С 2009 г. – главный хранитель Третьяковской галереи. Отвечает за учет, хранение и реставрацию экспонатов музея. 


Татьяна Говоркова работает в Третьяковской галерее уже 35 лет. Сохранность «Московского дворика» – тоже ее ответственность
 
По теме
 
В Калининграде открывается выставка картины «Московский дворик» Поленова - FreeKaliningrad.Ru С 12 июня по 8 июля Международный Музыкальный фестиваль «Орган+», Государственная Третьяковская галерея и Кафедральный собор представляют беспрецедентный проект - «Выставка одной картины».
12.06.2018
 
Во вторник, 12 июня, в Кафедральном соборе будет представлена одна из самых известных и знаменитых картин в русской живописи – «Московский дворик» Василия Поленова.
09.06.2018
Антон Алиханов: В Калининграде при помощи меценатов будет построен Музей русской живописи и прикладного искусства - Правительство Калининградской области В понедельник, 19 ноября, глава региона посетил презентацию проекта и готовящуюся к открытию выставку «Золотой век искусства России» в областном историко-художественном музее.
19.11.2018 Правительство Калининградской области
Обвиняемую в гибели новорожденного экс-главврача роддома выпускают на свободу - ИА Русский Запад    © Фото: УМВД РФ по Калининградской области     Елена Белая. Калининградский областной суд выпустил сегодня, 22 ноября 2018 года, из-под стражи бывшую и. о. главного врача родильного дома №4 в Калининграде Елену Белую.
22.11.2018 ИА Русский Запад
СМИ: Кокорин и Мамаев заплатили избитому ими водителю - Klops.Ru Архив "Клопс" Футболисты Александр Кокорин и Павел Мамаев, которых обвиняют в хулиганстве и нанесении побоев, заплатили избитому им водителю ведущей Первого канала деньги в счёт возмещения морального и материального вреда.
21.11.2018 Klops.Ru
В течение пяти дней в ДС «Янтарный» проходили игры второго тура предварительного этапа Кубка России среди женских волейбольных клубов.
26.10.2018 Страна Калининград
26 октября (пятница) Спартакиада вузов по армрестлингу среди мужчин. Спортзал Калининградского морского рыбопромышленного коллледжа (Калининград, ул.
26.10.2018 Страна Калининград
В Турции завершился чемпионат мира по армрестлингу – борьбе на руках. В составе сборной России на главном турнире планеты выступила калининградка Яна Барановская.
25.10.2018 Страна Калининград
Обвиняемую в гибели новорожденного экс-главврача роддома выпускают на свободу - ИА Русский Запад    © Фото: УМВД РФ по Калининградской области     Елена Белая. Калининградский областной суд выпустил сегодня, 22 ноября 2018 года, из-под стражи бывшую и. о. главного врача родильного дома №4 в Калининграде Елену Белую.
22.11.2018 ИА Русский Запад
Сотрудники Управления Россельхознадзора по Калининградской области на ПКВП СВХ «Порт Балтийск» выявили нарушение ветеринарных требований при ввозе из Китая партии продукции – креветка мороженая, весом 22 тонны.
22.11.2018 Россельхознадзор
За минувшие 24 часа в Калининграде чрезвычайных ситуаций, а также повреждений инженерных коммуникаций не зафиксировано, аварийных отключений не было.
22.11.2018 Администрация г. Калининграда