По крайней мере две, вошедшие во все учебники истории: выполненный в мае 45-го снимок «Знамя над Рейстагом» и знаменитая фотография «Первый день войны» - единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года. Многие уникальные кадры из семейного архива, связанные с войной и морем, выставляются впервые.
Первая экскурсия для сотрудников музея. Рассказ о начале войны, когда Евгений Халдей, военный корреспондент Фотохроники ТАСС, попал на Северный флот и потом всю войну носил черную морскую форму. Его военные снимки вошли в фотодневник «От Мурманска до Берлина».
АННА ХАЛДЕЙ, ДОЧЬ ЕВГЕНИЯ ХАЛДЕЯ: «По фотографиям можно судить, что он не отсиживался ни в каких окопах. Он был очень скромным человеком, никогда не выпячивал себя, не кричал, что это я».
Часть снимков посвящена рыбацкому труду, часть - первому рейсу атомохода «Ленин». А ветеран войны Нина Демешева вспоминает 2 мая 1945, то время, когда в Берлине работал фотокорреспондент.
НИНА ДЕМЕШЕВА, УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КЛУБА «ФРОНТОВЫЕ ПОДРУГИ»: «Он горел, весь горел, взрывался, еще на окраинах были бои, а в центре мирная обстановка такая. Солдаты сидели у рейхстага на лестнице, а мы на открытой машине давали концерт».
Впервые в руки Евгений Халдей взял фотоаппарат в 13-ть, и уже до конца жизни с ним не расставался. Войну фотокор прошел с «Лейкой». После войны в 1948 году попал под волну «борьбы с космополитизмом» и больше десяти лет был без работы. За всю жизнь у Евгения Халдея не было на родине ни одной персональной выставки. Калининградский фотохудожник Дмитрий Вышемирский вспоминает свою встречу с мастером.
ДМИТРИЙ ВЫШЕМИРСКИЙ, ЧЛЕН СОЮЗА ФОТОХУДОЖНИКОВ РОССИИ: «Говорили долго-долго, не только о фотографии, о жизни, я не помню всех деталей разговора, но помню общее впечатление было, что удивительно светлый, чистый и добрый, мудрый человек».
Только в 1995 году, за два года до смерти, о Халдее вспомнили. Но не в России, а на Западе. Тогда его чествовали наравне с другим мэтром военной фотографии, американцем Джо Розенталем на Международном фестивале во Франции. Но и сегодня ни один российский архив не проявил интереса к богатейшему наследию фотокора, которое составляет около 30 тысяч негативов.
ЕВГЕНИЙ БИБИЧЕВ, ПРАВНУК ЕВГЕНИЯ ХАЛДЕЯ: «Я знаю практически все фотографии, потому что я помогаю бабушке делать выставки с технической точки зрения, то есть отсканировать, обработать».
У Великой Отечественной - свои символы: голос Левитана, стихи Симонова, кинохроника Кармена. В этом ряду свое место занимают и фотографии Евгения Халдея. Пусть даже и не очень известные.
Источник: Калининградская ГТРК
09.04.2013 18:31