Борьба за Кафедральный собор

Image
Фото: exclav.ru
Как известно, в 2015 году министерство культуры Калининградской области не продлило контракт Игорю Александровичу Одинцову, который восстановил Собор, вдохнул в него новую жизнь, прославил дело рук российских реставраторов на всю страну, на весь мир. На смену ему пришли люди, многие из которых не только не имеют к культуре никакого отношения, но обладают столь специфическими биографиями, что компрометируют всю Калининградскую область.


В самом деле, и. о. директора Сергей Евгеньевич Малофеев, не выдающийся деятель культуры, коему уместно было бы занимать данную должность, а бывший сотрудник милиции, от которого в органах избавились из-за садизма и профнепрегодности. В свое время он не раз становился главным персонажем жутких историй, опубликованных «Новыми колесами». Угрозы, избиения, издевательства над школьницами, собственно вот и все что необходимо знать об этом «замечательном» человеке. Почему Аркадий Айзикович Фельдман, уступивший Малофееву свою должность в Соборе, остановился на таком странном выборе сотрудника – большая и должно быть страшная тайна.

 

Впрочем, в некоторых из этих историй, упоминается и другой сотрудник Собора – бывший заместитель Малофеева, Южаков. И тоже оторопь берёт, и уже не приходится удивляться тому, что он умеет нагнать страху на персонал Кафедрального собора.

 

Что касается Аркадия Айзиковича Фельдмана, который возжелал вместо должности и. о. директора стать художественным руководителем Кафедрального собора (замечу, что прежде Собор обходился без этой должности), то про его трогательное отношение к деньгам в музыкальной и околомузыкальной среде ходит великое множество историй. Однако, несмотря на все толки и свидетельства очевидцев, я лично никогда не была с Аркадием Айзиковичем в плохих отношениях. Наоборот, в свое время, будучи заместителем губернатора Калининградской области, не стала менять «баяниста Фельдмана» (как называли его некоторые местные музыканты, поскольку Аркадий Фельдман окончил музучилище по классу баяна) на другого, более профессионального дирижёра, несмотря на то, что на этом настаивали другие калининградские музыканты и даже замминистра культуры РФ. Они предлагали кандидатуру дирижёра, молодого, перспективного, имевшего за плечами Петербургскую консерваторию по классу симфонического дирижирования и аспирантуру в той же консерватории, работу со столичными оркестрами. Я же считала, что поскольку А. Фельдман организовал симфонический оркестр, то отнимать его у Аркадия Айзиковича не надо. Так что, обвинить меня в какой-либо предвзятости и заведомо негативном отношении к Фельдману попросту невозможно.

 

Конечно, когда его назначили директором Собора, меня несколько смущало то, что данное место работы было у него чуть ли не шестым. В самом деле, он оставался дирижёром симфонического оркестра, что предполагает ежедневные многочасовые репетиции. По крайней мере, так мне говорили выдающиеся дирижёры Евгений Колобов, которого я хорошо знала, с которым много общалась, Владимир Иванович Федосеев, с которым мы долго разговаривали после репетиции его оркестра, после концерта. Но кроме работы дирижёром Фельдман ещё является музыкальным руководителем областного драмтеатра, работает в Музыкальном театре, в музыкальном колледже, сочиняет песни для детских садов, участвует во множестве заседаний. В общем, ему не до Кафедрального собора, и он, действительно, редко его навещал. Однако, несмотря на мои сомнения, я всё же готова была ради Собора выстраивать с ним отношения.

 

Итак, А. Фельдман пришёл в собор, который в течение 23 лет восстанавливал И. А. Одинцов, причём в условиях полного отсутствия бюджетного финансирования. И. А. Одинцов создал реставрационную фирму «Кафедральный собор», выполнил множество работ, и все заработанные средства вложил в восстановление Собора. С целью аккумулирования средств, а также для пропаганды кантовского наследия мы создали Кантовский фонд. Как директор фонда, я никогда не получала там зарплаты. Напротив, мы с И. А. Одинцовым затеяли написание и издание книг, за которые не брали гонорар, а все полученные от продажи деньги шли в фонд.  Разумеется, видя такую созидательную работу И. А. Одинцова находились люди, которые жертвовали средства фонду. На эти деньги шло восстановление Собора. В Соборе каждый можете увидеть памятные доски, посвящённые людям, оказавшим существенную финансовую помощь. Что касается Кантовского фонда, то именно он оплатил и надгробие герцога Альбрехта, и эпитафии двух герцогинь. Даже галерею, которая во время концертов соединяет Собор и туалет, купили на средства фонда. Фонд приобрёл коллекции в музей, аппаратуру для концертного зала, музыкальные инструменты. Всё финансирование осуществлялось через банковские структуры, наличные деньги никогда не использовались.

 

Между прочим, став директором, А. Фельдман не раз говорил, что надо бы это всё передать на баланс Собора. Но здесь есть важная тонкость. Здание собора, как памятник архитектуры XIV столетия, является федеральной собственностью. Росимущество передало его в безвозмездное пользование ГАУ КО «Кафедральный собор». А если изменится собственник? Например, как и в прошлые столетия он станет университетским? Госучреждение начнет выносить свою собственность? А вот  Кантовский фонд  будет работать с любым другим субъектом культурной деятельности, сохраняя своё имущество в Соборе на благо общества, для нынешних и новых поколений калининградцев.

 

Сложнейшие реставрационные работы были отмечены общественностью, в том числе и международной, например, Большой медалью такой организации в сфере культуры как «Europa nostra». Эту медаль через российское посольство в Лондоне передали губернатору Г. В. Боосу, а он в торжественной обстановке вручил эту единственную, полученную российскими реставраторами награду, И. А. Одинцову.  Показательно, что по распоряжению нового руководства эту медаль из витрины убрали. Убрали из витрин и фотографии В. В. Путина, сделанные во время его визита в Кафедральный собор, ведь он его посещал не один раз. Это сделано, конечно, потому, что рядом с Президентом был И. А. Одинцов, дававший ему пояснения по поводу собора, а память об Одинцове новому руководству хочется стереть. По-видимому, полагают, что незачем калининградцам гордиться мастерством наших соотечественников.

 

Восстановление Кафедрального собора было отмечено на нескольких международных конференциях, а И. А.      Одинцова признали выдающимся реставратором. В 2015 году прибывшие из Германии архитекторы хотели за свой счёт установить возле Собора памятный знак, посвящённый подвигу русских реставраторов.

 

После того, как на Соборе снова появилась кровля, были полностью восстановлены своды, в нём началась концертная деятельность высочайшего класса. В концертном зале Кафедрального собора выступали всемирно известные музыканты: симфонические оркестры под управлением Ю. Темирканова, В. Федосеева, В. Спивакова, оркестр Ю Башмета.  А после того, как И. А. Одинцов после концерта оркестра В. Гергиева, на котором присутствовали В. В. Путин и Г. Шрёдер, убедил нашего Президента в необходимости установления органа, были выделены средства (4 миллиона евро) на создание органного комплекса.

 

Всеми организационными делами занимался И. А. Одинцов. После вопроса одного из чиновников: «В каком банке будем хранить деньги на орган, как будем использовать проценты?», - он добился в Москве того, что все расчёты велись через казначейство, чтобы никаких наличных денег не было, чтобы казначейство могло учесть буквально каждую копейку. Строгое отношение Одинцова к государственным средствам выразилось в том, что он сэкономил шесть миллионов рублей, что просто потрясло работников Министерства культуры РФ, было специально отмечено казначейством.

 

В целом Одинцовым был решён огромный круг проблем, включавший, кроме всего прочего работы по созданию системы отопления Собора, контроля за температурой и влажностью, обеспечению безупречной работы энергосистемы Собора и много другого. В результате мы получили органный комплекс, который великий органист современности Оливье Латри считает недосягаемым.

 

Концертная деятельность поднялась на новый уровень, и уже на концерты заказывали билеты из других городов и даже стран. При этом Собор не вступал в конкуренцию с филармонией, имеющей свои особенности концертной деятельности. Точно так же, как музейный комплекс занял свою уникальную нишу, не конкурируя ни с историко-художественным музеем, ни с Художественной галереей. И просветительская работа, которую вёл Кантовский фонд, лекции, которые я читала ежемесячно с 1998 года, не повторяли деятельность других учреждений культуры. Эти лекции были посвящены философии, истории русской культуры, важным событиям в жизни нашей Родины. В 2012 году за цикл лекций, посвященных Отечественной войне 1812 года, я была награждена медалью Российского дворянского общества. В сотрудничестве с БФУ имени Канта был создан Музей Канта и Институт Канта. Причём даже после ухода И. А. Одинцова мы продолжали наполнять кантовский музей экспонатами. Например, в этом 2016 году я, как и в прошлые годы, открывала выставку, посвящённую теме «Кант и его окружение». В этот раз мы получили материалы, касающиеся Теодора фон Гиппеля, который был связан дружескими узами не только с великим философом, но и с многими русскими офицерами, по приглашению графа Орлова побывал в Петербурге, что оказало влияние на его жизнь и деятельность. Открытие выставки происходило в день рождения философа, но не было на этом мероприятии ни Фельдмана, ни такого «выдающегося» специалиста в области культуры как и. о. директора ГАУКО «Кафедральный собор» Малофеев.

 

Казалось бы, разумный человек мог просто не мешать Собору привлекать выдающихся музыкантов, известных людей, жителей области, Калининграда и гостей города.  Однако, как показали дальнейшие события, у нового руководства Собора на этот счет были другие планы. Крайне странное и специфическое отношение к особому объекту культуры, что привело к    появлению сомнений относительности компетентности Фельдмана как руководителя, и они стали нарастать в геометрической прогрессии. Так, он произвёл уничтожение «девичьего винограда» и краснолистного плюща, занесённых в Красную книгу, что вообще-то является преступлением (статья 254 АК). На мои возражения он сообщил, что бывал за границей, и там плющ    не растёт. По-видимому, он побывал в Египте или в других странах в том жарком регионе, а в Германии или в Англии все старинные здания увиты плющом. Не получив поддержки ни в министерстве культуры (я звонила Е. В. Кошемчук), ни в НПЦ, где сказали, что у Фельдмана, наверно, есть разрешение на уничтожение растения, но затруднились сообщить, кем выдано, я обратилась в Химико-биологический институт (ныне Институт Живых систем) БФУ им. Канта. И получила ответ от ученых, известных в нашей стране и за рубежом. В ответе чётко разъяснялось, почему «девичий виноград» необходим Собору. Я так подробно рассказала об этом, чтобы стало ясно: ни один человек не может знать абсолютно всё, но компетентный руководитель обращается к экспертам, а не мнит себя «гигантом мысли и отцом русской демократии». 

 

Итак, обнажив стену Собора, Фельдман обмазал её какой-то жидкостью, заявив, что теперь на 100 лет стена защищена от влаги. Однако, не прошло не то, чтобы ста лет, но и года, как там вырос мох, и требуются работы по лечению стены, что является весьма недешёвым делом. Затем была история с контрфорсом, который он изуродовал жестянкой. Туристы смеялись и фотографировали это нарушение исторического облика Собора. По предписанию НПЦ Фельдман вернул туда черепицу, но при этом остался выбитый шрам на кирпичах XIVвека. Опять надо платить. Но, вероятно, бюджетных денег не жалко: теперь на деятельность собора дают 6 миллионов в год (это коммунальные платежи, зарплата сотрудников), по-видимому, сюда же включили и оплату экспериментов Фельдмана.

 

Страшно возмутило меня и варварское уничтожение системы наружного наблюдения. Манипулятор поднял бытовку с сервером и мониторами и грохнул об землю. Всё в дребезги, да ещё и штангу с камерой спилили особенно опасно было в этой ситуации, что совершенно без наблюдения оказалась газовая котельная, отапливающая Собор. При нынешнем положении с терроризмом это представляло угрозу не только Собору. В конце концов, Фельдману пришлось восстановить систему видеонаблюдения.  Опять зряшная растрата денег, но компания Фельдман-Малофеев пошла дальше: установили дорогостоящее оборудование видео и звукозаписывающее во всём Соборе для слежки за сотрудниками, причём вывели изображение и звук не только в офис, но и на телефоны главных сыщиков – Малофеева и Южакова, что, между прочим, является нарушением законов РФ. Кстати, видеокамеры и звукозаписывающую аппаратуру установили даже в туалете. Лично мне такая странная «забота о безопасности» кажется чем-то вроде извращения. 

 

Заметим, что правительство области безвозмездно отдало под офис ГАУ КО «Кафедральный собор» помещение на Советском проспекте. Собственно, в офисе работал директор, бухгалтер и кадровик, он же занимался компьютером. Всё. Весь административный аппарат. Теперь этот аппарат возрос в 5 раз. Этому большому коллективу стало тесно в прежнем офисе, от него отказались, заявив, что нет денег на аренду, которая была нулевой, и перебрались на производственную базу на улице Нарвской.

 

Ещё в 90-е годы представители Министерства культуры РФ восхищались тем, что «ни у кого реставрационной базы нет, а у Одинцова есть». Действительно, там была и витражная мастерская, и деревообрабатывающий цех, и станки для работ по камню, и вообще по наполненности уникальными инструментами мало какие мастерские могли сравниться с этой производственной базой. Так вот базу уничтожили, поскольку завершать реставрационные работы никто не собирается, да и некому. Одинцов единственный, кто имел на это лицензию Минкульта РФ. Кстати, интересно, куда делось дорогое и редкое оборудование этой базы?

 

Производственная база заслуженному деятелю искусств, разумеется не нужна. Зато там сделали дорогой ремонт, устроили номера, где планировали размещать приехавших артистов, а также с пользой использовать эти номера между приездами исполнителей. Тратить, так тратить не ими заработанные деньги.  Перенесли туда офис, купили дорогую мебель, огромный телевизор. Почему бы не посмотреть сериал в рабочее время? А нет сериала, можно развлечься подслушивая, о чём разговаривают контролёры или как профессор Кузнецова рассказывает гостям города или университета о возрождении Собора, не упоминая Фельдмана, который криком кричит, что это именно он сделал Малый зал.

 

Разумеется, он не знает ничего ни об одном объекте в этом Малом зале, но в самом деле при нём там начались концерты. И. А. Одинцов планировал завершить некоторые работы на надгробии герцога Альбрехта, а потом открыть зал камерной музыки, где звучали бы произведения эпохи барокко, романтизма, классицизма. Но теперь эта работа осталась незавершённой, а концерты идут. И «Очи чёрные», там пели, и песни советских композиторов, ведь Фельдман не понимает, что всё это разудалое исполнение происходит на фоне эпитафий и надгробий. Он мне сказал, что в филармонии же звучит и рок, и джаз, а ведь тоже готический храм. По-видимому, он искренно не понимает, чем отличается Собор XIV века от новодела ХХ столетия, коим являлся костёл «Святого семейства», причём перестроенный при восстановлении здания именно под филармонию.

 

Уровень концертной деятельности заметно упал. Помимо, действительно, хороших концертов, в Соборе проводятся дикие эксперименты.    Я уже не говорю об исполнении в Соборе «Чунга-чанга», о ночном кошмаре, когда врубили динамики, усиливающие мощный звук органа (инициатива Авраменко) и с потолка посыпалась штукатурка. Я боялась, что витражи треснут, ибо когда проектировали орган, были проведены исследования и установлен объём допустимой мощности звучания, за пределами которой и витражи могут рухнуть.    В общем, многое в Соборе вызывает неприятие. Меня, к слову, не устраивает фельдмановское определение Кафедрального собора как «концертной площадки». Я не могу согласиться с тем, что Собор не отдыхает между концертами и репетициями, а это требуется.  Во всяком случае, старинные итальянские соборы, которые используются как концертные залы, в которых проводятся экскурсии, в графике работы обязательно предусматривают отдых собора, когда внутренний климат приходит в норму, когда производится деликатная уборка помещения, ведь посетители дышат, приносят на обуви пыль, порой входят во влажной одежде и т.д.  Обо всё этом думал и заботился И. А. Одинцов, а нынешняя команда только вопит, что надо деньги зарабатывать.

 

Причем «деньги зарабатывать» нынешняя команда предпочитает несколько экзотическими способами. К примеру, кражей ценного станка, который входил в комплект инструментов по обслуживанию органного комплекса, в комплект, оплаченный из средств, выделенных Президентом. Сейчас этим занимается УВД Калининградской области. Кража данного станка порочит репутацию нашей области. В самом деле, специалисты фирмы «Александр Шуке», которые создали органный комплекс, из исключительного уважения к Президенту РФ, выделившему средства на его строительство, дали гарантию на 10 лет, взяв на себя обязательство внедрять новые достижения в органостроении, расширяющие возможности инструментов. Вот они в очередной раз приехали, сделали всю необходимую работу, используя станок. Затем сдали его Одинцову, который распорядился поставить этот ценный, дорогостоящий станок в отдельный бокс, запер бокс и вручил ключ начальнику производственной базы со словами: «Головой отвечаешь за его сохранность». Через четыре месяца немецкие специалисты снова приехали для выполнения необходимых работ, Одинцова уже не было в Соборе, не обнаружился и станок. Малофеев «на голубом глазу» заявил, что станок сгорел и его выбросили. Немецкий мастер сообщил, что станок трёхфазный, сгореть не может, что он был оставлен в отличном состоянии, и обратился в Наблюдательный совет с просьбой разобраться в данной ситуации. Когда подключился уголовный розыск, версия изменилась. Станок, оказывается, был ржавый и его отвезли на свалку. Замечу, что просто так на свалку нельзя привезти столь крупную вещь. Надо получить разрешение, талон. Этого, разумеется нет. Кстати, и вывозили станок с базы не на грузовике Собора, а на машине, которую вызвал Малофеев, по-видимому, чтобы водитель Собора не сказал, куда отвезли имущество, оплаченное, в конечном счете, средствами по указу Президента. Немецкие специалисты регулярно интересуются, нашла ли калининградская полиция станок. И это вызывает чувство стыда по поводу того, что у нас, в России, оказалось возможным не только настолько внаглую украсть федеральное имущество, но и долго искать его. Судя по всему, упорство Одинцова в желании найти украденный станок, и вызывает страх фигурантов этого дела, более чем уверена, что именно это и вызывает их бурную активность в попытках опорочить как Игоря Одинцова, так и меня.   

 

Так что, видимо страсть к деньгам и послужила источником конфликтов с Наблюдательным советом. Если не брать во внимание   всякие «мелочи», вроде изменения штатного расписания, без обоснования необходимости этого шага и обсуждения его на совете, что противоречит законодательству, то серьезным нарушением является   то, что на Наблюдательный совет не представлены отчёты по экономической деятельности Собора, не утверждены планы работы. По-видимому, есть, что скрывать.

 

Всё это только часть тех «великих» преобразований, которые произошли в Соборе, и которые новое руководство называет «оживлением» Собора. Я намереваюсь отдельно ознакомить калининградцев с особенностями концертной деятельности, которую под руководством бывшего милиционера проводит Кафедральный собор, трагическими событиями вокруг органного комплекса.

                                       

Председатель Наблюдательного совета "Кафедрального собора",

профессор Ирина Кузнецова

 
По теме
На встрече студентов калининградских вузов с президентов Владимиром Путиным от один из участников предложил открыть в самом западном российском регионе военно-исторический центр,
20 марта студенты 1 курса специальностей Поварское и кондитерское дело, Технология машиностроения, Операционная деятельность в логистике стали участниками мероприятия,
О мерах социальной поддержки на газификацию домовладения (индивидуального жилищного строительства или жилого дома блокированной застройки (ИЖД) В соответствии с постановлениями Правительства Калининградской области от
Окружной Калининграда перерубили освещение - ИА Русский Запад Условное изображение. Северный обход Калининграда. Ремонтники планируют восстановить освещение Северного обхода Калининграда до конца дня четверга, 28 марта 2024 года.
ИА Русский Запад
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
В гостях у Мурра - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 27 марта в дни Всероссийской Недели детской книги в уютном зале библиотеки состоялась встреча друзей – калининградских писателей, художников, читателей и библиотекарей.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
Великий поиск с Михаэлем Энде - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Михаэль Энде В честь 45-летия со дня издания бессмертного романа об испытаниях, отваге,
Детская библиотека им. А.П. Гайдара